Исторический час "Замечательный деятель русской промышленности - Путилов Николай Иванович"
Заводчик и предприниматель, пионер рельсопрокатного дела в России, металлург, строитель, изобретатель и знаток военно-орудийного производства. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Ивановича Путилова.
Он происходил из старинной Новгородской дворянской фамилии. Окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы. Работал там на должности преподавателя математики. Занимался научной работой, имел печатные труды. По состоянию здоровья перевёлся в Крым в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов. Во время Крымской войны Н. И. Путилов был рекомендован великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора.
Путилов, используя метод сетевого планирования, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. На кредит Морского министерства перестроил несколько заводов в Финляндии и дал качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе.
В 1863 году совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым организовал металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Позднее Путилов основал свой собственный завод, названный Путиловским. На указанном заводе организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии.
Жестокая зима 1867-1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена "путиловского рельса" была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов была отработана "путиловская схема запуска производства", которой позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов за Урал.
В 1874 году осуществлён последний проект Николая Ивановича - это Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта в Петербург). Из-за интриг финансирование из казны было прекращено и Путилов вёл строительство на свои деньги. Этот проект истощил бизнес предпринимателя и он был разорён.
18 апреля 1880 года Путилов умер. Гроб с телом Путилова рабочие завода пронесли весь путь на руках - это более 20 километров. В отличие от других промышленников, Николай Иванович не был нацелен только на получение прибыли. Он проявлял заботу о рабочих - организовал для них медицинское обслуживание, устроил качественную столовую, предоставил возможность рабочим брать товары в кредит. При заводе действовала вечерняя школа, работала библиотека, был открыт театр. Рабочие ценили такую заботу Путилова о них.
В память о Николае Ивановиче, свою жизнь посветившему России, очень много сделавшему для развития ее промышленности, набережная Морского канала на Канонерском острове, названа Путиловской.
Приглашаем всех на страницу Библиотеки №6 ВКонтакте.