Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Лекция "Тенденции развития современного театра"


16 мая 2019 года в 19.00 в Библиотечно-культурном комплексе им. А. В. Молчанова состоялась лекция "Тенденции развития современного театра" кандидата искусствоведения, доцента Российского государственного института сценических искусств Александра Платунова.

Лекция привлекла внимание многих. Зрители интересовались театром и захотели услышать о тенденциях современного театрального искусства, признаках по-настоящему хорошего спектакля и цензуре, о взаимодействии сцены и зрительного зала.

Подготовленность зрителя с детства, воспитание его зрительской культуры, является важной составляющей единого театрального процесса, влияющего на тенденцию развития театра.

Одной из характерных черт современного театра является его злободневность, демократичность и острая социальная направленность. Театр в большинстве случаев сегодня перестал быть искусством для интеллектуальной элиты - он стал изъясняться языком масс, поднимая и переживая сложные проблемы современности. Театр как искусство на каждом этапе развития общества обретает новые смысловые и ценностные параметры.

За полтора часа Александр Платунов смог рассказать историю возникновения российского театра, о различиях московских и петербургских театров, о лучших спектаклях последних лет.

Первый царский театр в России принадлежал второму русскому царю из династии Романовых Алексею Михайловичу и просуществовал всего четыре года - с 1672 года до 1676 года. Первым идею создания театра по образцу европейского русскому царю подал боярин Артамон Матвеев, который был весьма образованным человеком и принимал западную культуру. Он же взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актерской труппы, что тот и исполнил. Пастор взялся за обучение артистов. Ими стали 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков. Иоганн Грегори сам сочинил пьесу "Артаксерксово действо". Она считается первой пьесой русского театра. Она была написана в стихотворной форме на немецком языке на сюжет библейской "Книги Есфирь". Вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение. 17 (27) октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление пьесы "Артаксерксово действо". Продолжительность пьесы составляла 10 часов, шла она без антракта.

В 1673 году театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Грегори поставил второй спектакль. Он назывался "Олоферново действо". Грегори умер в феврале 1675 года. Руководство придворным театром перешло к его помощнику Юрию Гивнеру. В конце  1675 года Гивнера сменил Степан Чижинский, но его постановки уже не сопровождались успехом. Театр закрылся со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года.

Театральное дело при высочайшем дворе было возобновлено Петром I. Он обратил театр из придворного в народный, для всех "охотных смотрельщиков". Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где была воздвигнута особая "комедийная храмина". Директором Петровского театра и первым антрепренёром русского театра стал Иоганн Кунст. В 1702 году в Германии были отобраны 9 комедиантов. Пьесы играли на немецком языке. Публика не ходила. Зал на 400 мест заполнялся с трудом. Лишь 25-30 человек посещали эти спектакли. Через 2 года театр закрылся. Петр I решил повторить эту историю в Петербурге. После смерти Петра Великого, театральное дело в России стало падать.

Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли. Пьесы были преимущественно комического содержания. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра русскому поэту, драматургу и литературному критику Александру Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы. К концу 18-го века 2/3 репертуара русского театра занимают комедии и 1/3 - трагедии.

В 1823 году А. С. Пушкин четко характеризует каким должен быть театр. В своей заметке "О народной драме и о "Марфе Посаднице" М. П. Погодина" Александр Сергеевич говорит: "Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя". В силу этого изначально предполагаемые обстоятельства объективно стали предлагаемыми, т.е. обстоятельства, которые выдуманы автором, которые существуют, которые являются готовым продуктом и пригодны к использованию.

По этой причине мнение Пушкина-поэта Станиславский-режиссер положил в основу своей системы, изменив слово "предполагаемые" на "предлагаемые".

Время конца XIX - начала XX столетий связано со становлением новых театральных эстетик, которые поначалу совпадали с революционными социальными преобразованиями. Станиславский и Немирович-Данченко в Московском Художественном театре стали основателями психологического театра.

Эстетикой Всеволода Мейерхольда стала разработка театральных форм, в частности, сценического движения, он является автором системы театральной биомеханики. Александр Таиров работал над развитием театра как синтетического жанра.

После революции все театры были объявлены государственной собственностью. Разруха приводила к тому, что людям было просто не до театров. Многие деятели культуры уехали из страны. Театры потеряли существенную часть публики.

Сейчас в Санкт-Петербурге в театры ходят только 6 процентов населения города. Театр - это производство! Его КПД сейчас менее 20 процентов, а это - крах производства! Театр умирает!

Только один театр в Санкт-Петербурге - Малый драматический театр - Театр Льва Додина - самый яркий на сегодняшний день. Это редкий представитель авторского театра. В этом театре идет диалог режиссера с автором, который через Додина смотрит на сегодняшнего зрителя. В этом театре надо смотреть все! Надо обязательно посмотреть спектакль "Враг народа" по Генрику Ибсену. Это ужасно современный спектакль. Очень сильный спектакль "Коварство и любовь" по Фридриху Шиллеру. Хороший спектакль "Вишневый сад" по пьесе Антона Чехова.

Очень интересны небольшие театры. Театральная компания "Открытое пространство", которая была организована в 2006 году выпускниками актерско-режиссерского курса Г. М. Козлова (СПГАТИ - ныне РГИСИ), играет свои спектакли на сценах Музея Ф. М. Достоевского и Театра "За Черной речкой". У них есть два потрясающих спектакля: "Мейерхольд" и "Деревня канатоходцев". В основе постановки "Мейерхольд" (реж. Роман Габриа) подлинная биография знаменитого режиссера ХХ века В. Э. Мейерхольда, бунтаря и революционера. Спектакль-притчу "Деревня канатаходцев" поставила режиссер Яна Тумина. В основе оригинального сюжета - древние предания народов Дагестана, художественно переосмысленные авторами спектакля. Создана самобытная реальность, не привязанная к какой-либо определённой культуре, но в то же время узнаваемая, потому что история - универсальна.

Заслуживают внимания спектакли Театра "Тру". У них есть русский вестерн "Последний ветер Дикого Запада" (реж. Александр Артёмов), постдраматический минимал-хардкор концерт "Фразы простых людей" и спектакль-песня "Молодость жива" по пьесе Настасьи Хрущёвой и Александра Артёмова.

Стоит посмотреть спектакль "Театро Ди Капуа" о храбрости и доброте в мире бесконечной войны "Репортаж с петлей на шее". Спектакль основан на интервью журналиста Вадима Речкалова, взятого в период войны у жительницы оккупированного города. Также в спектакль вошли произведения Х. Л. Борхеса, Ю. Фучика, М. Лермонтова, А. Пушкина, Н. Гоголя, О. Мандельштама, В. Гроссмана, Ф. Рабле, Ф. Достоевского и других. Еще один спектакль "Театро Ди Капуа" - драматическая оратория по документам, письмам боярыни Морозовой, Евдокии Урусовой, Богдана Хмельницкого, Семена Дежнёва. "Слово и дело" - условное выражение, с которым каждый был обязан доносить на соседей, близких и родных о преступлениях против царя, начиная с Соборного уложения 1649 года до царствования Екатерины Второй.

Новое время диктует новую форму. Почти каждый изобретает свой собственный язык.

Зрители задавали Александру Платунову много вопросов. Обсуждали назначение актрисы Ларисы Луппиан художественным руководителем Театра имени Ленсовета, спектакль Виктора Рыжакова "Оптимистическая трагедия. Последний бал" по пьесе Аси Волошиной в Александринском театре, постановки Люка Персеваля, премьерные спектакли "Мертвые души" в Театре имени Ленсовета и "Мертвые души Гоголя" в Театре на Васильевском. Было принято решение оставлять вопросы в библиотеке и продолжить театральные встречи.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑