Литературно-поэтический портрет "В мире Сергея Есенина"
1923 год. Вечер. За столиком в "Кафе поэтов" Есенин читает: "Дорогая, сядем рядом…" Его спрашивают:
- Откуда начало этого стихотворения? Из частушки или из "Калевалы"?
- Что такое "Калевала"?
- "Калевала"? Финский народный эпос.
- Не знаю. Не читал.
С минуту Есенин разговаривает о каких-то пустяках и затем, улыбаясь, читает наизусть всю первую руну из "Калевалы".
Он цитировал Гомера, любил декламировать "Слово о полку Игореве", знал фундаментальные работы по русскому фольклору - труды Ф. Буслаева и А. Афанасьева. Есенин пишет о себе: "Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад". И вот, лирический герой его поэзии становится необычайно близок лирическому герою народных сказаний.
Многие образы Есенин брал непосредственно из произведений фольклора, некоторые из них восходят к загадкам (месяц - всадник, ягненок, пастух; река - санки; берега - оглобли; ветер - конь; мельница - птица). Его любимое средство художественного изображения - олицетворение:
"Задремали звезды золотые…
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы…
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
Как в былинах, народных песнях и сказках в стихах Есенина природа движется, дышит. Береза внемлет стихиям: "Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок?" Есенинское ощущение земли, образность его поэзии восходит к народной.
"Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах", - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года. Природа в его стихах, как и в фольклоре, чувствует, как человек, а человек становится травой, землей, ветром. "Все мы яблони и вишни голубого сада".
Ждем вас в группе Библиотеки №6 ВКонтакте.