Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" в культуре и искусстве XIX века в рамках литературной лаборатории "Открытая книга"
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" в культуре и искусстве XIX века в рамках литературной лаборатории "Открытая книга"


24 января в 15:00 в Библиотечно-культурном комплексе им. А. В. Молчанова состоялась встреча литературной лаборатории "Открытая книга" по теме: "Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" в культуре и искусстве XIX века". Ведущими мероприятия выступили: кандидат искусствоведения Полина-Тереза Давыдова, заведующая библиографическим отделом Наталья Клюкина. 

На прошлой встрече проекта "Открытая книга" учащиеся средних школ Кировского района познакомились с драматургией и прозой Н. В. Гоголя. Продолжая говорить, в новом 2020 году, о творчестве великого русского классика Николая Васильевича Гоголя, искусствовед обратила внимание школьников на поэму "Мертвые души". До Н. В. Гоголя в русской литературе были романические герои дворянского происхождения. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов занимались дворянский судьбой, они писали о героях образованных, со светским воспитанием. Н. В. Гоголь очень сильно отличается от этих авторов, поскольку в его произведениях нет красивых людей, а есть маленькие, некрасивые персонажи. Маленькие люди, измученные своими маленькими желаниями, от них плохо пахнет, они много едят и вызывают отвращение. Именно такими персонажами населена поэма "Мертвые души". Гоголь называл таких людей всей Россией, собственно и роман посвящен всей России. Писатель говорил, что создает свою "Одиссею", а критики его беспощадно ругали, называя русофобом и обвиняя в ненависти к России. Однако, такие критики, как В. Г. Белинский, С. П. Шевырев и К. С. Аксаков понимали гениальность Гоголя и его произведения, называя "Мертвые души" эпосом, фантастическим реализмом.

Искусствовед, Полина Георгиевна, рассказала учащимся о готовых литературных матрицах, жанрах и напомнила, что такое фабула и сюжет, а также, чем отличается тип от характера. Благодаря этим знаниям ребята смогли понять, почему произведение "Мертвые души" является эпической поэмой и выстроено, как плутовской роман. С одной стороны в произведении описан густонаселенный мир (одушевленный и неодушевленный в одном ряду), с другой - множественные лирические высказывания самого автора, которые задают вектор душевного высказывания о любви и ненависти к России.

Ребята познакомились с отрывками из художественного фильма "Мертвые души" режиссера М. Швейцера и наглядно увидели типы, населяющие эпическую поэму. Сам Николай Васильевич считал себя Коробочкой. Н. В. Гоголь писал о явлениях и первым фиксирует сложнейший переход человека в вещь. Впервые в литературу проникает мертвый человек - человек-вещь. Полина Давыдова вместе с залом определили конфликт произведения, назвали основные проблемы и выявили актуальность произведения.

После основного обсуждения, ребята активно задавали вопросы о судьбе и характере Николая Васильевича, об идее сюжета произведения, успешности писателя при жизни (все произведения Гоголя при жизни имели успех), интересовались его отношениями с властью, к слову Николай I прекрасно относился к писателю и даже выделил деньги на написание "Мертвых душ" и др.

Во второй части литературной лаборатории Наталья Клюкина познакомила школьников с литературой о Гоголе и "Мертвых душах". В шорт-лист вошли такие книги как: "В поисках живой души", "На вершине" и "Постигая Гоголя" Ю. Манна, "В тени Гоголя" А. Синявского под псевдонимом А. Терц, "Гоголь без глянца" П. Фокина. Все желающие получили распечатанный список литературы по теме литературной лаборатории.

Самые активные участники дискуссии получили памятные призы от ЦБС Кировского района.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑