Показ поэтического спектакля режиссёра Юлии Паниной "И я молюсь не о себе одной…"
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Показ поэтического спектакля режиссёра Юлии Паниной "И я молюсь не о себе одной…"

5 марта 2023 года в 17.00 в Центральной детской библиотеке им. В. В. Голявкина (далее ЦДБ) Централизованной библиотечной системы Кировского района (далее ЦБС Кировского района) в рамках нового литературного проекта "Поэтические символы Серебряного века русской культуры" состоится показ поэтического спектакля режиссёра Юлии Паниной "И я молюсь не о себе одной…", посвящённого жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Целевая аудитория проекта - жители Кировского района, Санкт-Петербурга и гости города, читатели, любители театра и поэзии.

Критики-современники называли искусство Серебряного века декадансом и ругали за настроение упадка, но позже этот период стали называть "русским Ренессансом". Рубеж XIX и XX веков стал временем возрождения отечественной культуры, когда о русском искусстве заговорили во всем мире. Автор термина "Серебряный век" философ Николай Бердяев так писал о рубеже столетий: "Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму".

Серебряный век породил множество направлений и течений в философии и искусстве, противоречащих друг другу. Наиболее ярко его тенденции прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение деятелей культуры рубежа столетий особенным духом эпохи, поиском новых способов самовыражения и художественного языка, который гармонично существовал бы в сочетании с культурными традициями, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.

Моментом зарождения новой культуры - символизма - исследователи считают издание в 1894 году Д. Мережковским доклада "О причинах упадка русской литературы", подразумевавшим упадок классической реалистической литературы.  Будущее автор видел за новым направлением - "художественным идеализмом". Термин же "символизм" вскоре "привез" из Франции поэт В. Брюсов. 

Творчество старших символистов отличала музыкальность, их произведения передавали мимолетные поэтические озарения, впечатления. Их стихи можно сравнить с работами импрессионистов, которые в это время совершили революцию в европейской живописи. Главными понятиями символистов стали мистика и символ как способ её выражения, а главным критерием оценки поэзии и её ключевой ценностью - красота.

В начале 1900-х годов молодые поэты - младосимволисты А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьев - ориентировались на философские и религиозные изыскания, посвящали стихи не только идеальному миру, воплощенному в образе Прекрасной Дамы, но обращались к социальным вопросам, к современным и историческим событиям, которые трактовали как столкновение неких метафизических высших сил. Но среди поэтов не было единства, уже давали о себе знать направления акмеизм, эгофутуризм и первые зачатки футуризма, которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу.

Акмеисты - Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова и другие поэты - хотели реформировать эстетическую систему символистов, утверждали ценность "вещного" восприятия мира, "прекрасную ясность" языка, точность деталей, где "мир принят во всей совокупности красот и безобразий". 

Футуризм возник в поэзии в 1910-х годах. Его теоретические принципы сформулировал итальянец Ф. Т. Маринетти в "Манифесте футуризма", где провозглашал его антикультурные, антиэстетические и антифилософские принципы, построенные на отрицании и уничтожении всего существующего художественного опыта для создания на его месте нового искусства. Внутри русского футуризма сложилось несколько групп: например, кубофутуристы Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский и менее радикальные эгофутуристы во главе с И. Северяниным.

Кубофутуристы разрушали устоявшуюся систему литературных жанров и стилей, разрабатывали тонический стих на базе разговорного языка, экспериментировали со словом, рифмой и ритмом. Они провозгласили культ технического прогресса и индустриализации и фактически открыли новый жанр - плаката, стихотворных лозунгов.

Разобраться в направлениях поэзии Серебряного века и познакомиться ближе с поэзией великих поэтов призван новый литературный проект ЦБС Кировского района "Поэтические символы Серебряного века русской культуры". В рамках проекта в течение 2023 года зрителям будут представлены 4 литературно-поэтических спектакля, основанные на поэтических хрониках жизни и творчества поэтов А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского и А. Белого.

Первый из них - музыкально-поэтическая композиция режиссёра Юлии Паниной "И я молюсь не о себе одной…", посвящён жизни и творчеству одного из самых выдающихся поэтов Серебряного века, наиболее значимых символов русской культуры XX века - Анне Ахматовой. За основу литературно-поэтического спектакля взяты записи из дневников поэта, биографическая проза, письма к Николаю и Льву Гумилёвым, Николаю Пунину и Иосифу Бродскому, стихи Николая Гумилёва и Анны Ахматовой разных лет в сопровождении классических музыкальных произведений Франца Шуберта и Габриэля Форе, А. Вертинского и С. Прокофьева, исполняемых a cappella. Сплетённые в кружево разные по теме произведения Анны Андреевны позволяют нам увидеть многогранность и масштаб её Личности - не только Великого Поэта, но Женщины, Матери, Друга: вопреки расхожему мнению о том, что поэзия Ахматовой имела исключительно любовную направленность, она часто затрагивала и другие темы - Родины, патриотизма, поэта и общества, что делает её стихи и прозу актуальной и сегодня.

Особенностью лирики Ахматовой является её драматургичность, напряженность, что достигается постепенным повышением интонации стиха. Чередование диалогов с монологами почти кинематографически оживляет описываемое действие, благодаря чему сегодняшний читатель легко сближается с поэтом, понимает и чувствует его как своего современника.

Режиссёр - постановщик: Юлия Панина.

Исполнители - чтецы - участники речевого курса "Путь к голосу" при Независимом режиссёрском проекте Юлии Паниной "Пан.Театр": Екатерина Бичун, Екатерина Буланова.

Вокал - Ксения Смирнова.

Приглашаем читателей, любителей театра, ценителей поэзии, почитателей таланта Анны Андреевны Ахматовой, сотрудников ЦБС Санкт-Петербурга на музыкально-поэтический спектакль "И я молюсь не о себе одной…"

Вход свободный. Количество мест ограничено.

Обязательна регистрация по телефону (812) 752-01-29 (с пн. по пт. с 10:00 до 18:00).

 

Поделитесь:
Наверх ↑