Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Творческая встреча с народной артисткой России Ириной Соколовой


29 марта зал Библиотечно-культурного комплекса им. А. В. Молчанова вновь заполнили зрители. В рамках проекта ЦБС Кировского района "Литературно-театральный мейнстрим" прошла долгожданная творческая встреча с народной артисткой России Ириной Леонидовной Соколовой.

Номинационный совет Высшей петербургской театральной премии "Золотой софит" в 2018 году наградил Ирину Соколову "За уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга". Но имя советской и российской актрисы театра и кино для большинства петербуржцев связано прежде всего с Театром юных зрителей, где очень многие горожане получили первые театральные впечатления, навсегда связавших их с театральным искусством самой высокой пробы. И хотя в славном творческом багаже Ирины Соколовой не только роли Бемби и Маленького принца, но и серьезные сложные работы в фильмах Александра Сокурова, и очень "взрослые" персонажи спектаклей Анатолия Праудина, Романа Виктюка, Геннадия Тростянецкого, для очевидного большинства присутствовавших встреча с Ириной Соколовой - все-таки встреча с юностью или даже с детством. Вероятно, этим обстоятельством была навеяна особенно теплая атмосфера творческой встречи.

И не случайно Ирина Леонидовна, рассказывая о собственном детстве - ребенка из театральной семьи, оказавшегося с младенчества за кулисами, а вскоре и на сцене - так эмоционально вспомнила именно о первых зрительских впечатлениях, первой влюбленности в ростановского Сирано (с тех пор сохранилось и особенное отношение к творчеству Эдмона Ростана). Образы детства актрисы, сыгравшей первую роль гномика в спектакле "Золушка" еще дошкольницей, стали самым убедительным ответом на вопрос ведущего встречи, петербургского театроведа Александра Платунова: "Откуда растет талант?". Талант дан от природы, конечно, но проявляется уже в детстве, и театр навсегда становится местом судьбы, жизни, так что уже позднее, маленькая дочь, стоя в кроватке и неожиданно увидев актрису-мать, уговаривала: "Погости подольше, пожалуйста, мама, дома".

Поэтому отчасти автобиографичным прозвучал монолог из спектакля "Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге", когда всемирно известная итальянская актриса конца XIX - начала ХХ века вспоминает свои первые шаги на сцене, первые аплодисменты, первые потери... Разумеется, личные и актерские судьбы Ирины Соколовой и Элеоноры Дузе разительно несхожи - но столь же принципиально близки в преданности своему искусству.

Не менее впечатляющим стал рассказ Ирины Леонидовны о новаторской, подвижнической атмосфере, царившей в ТЮЗе эпохи З. Я. Корогодского, где она начала свой творческий путь, и где выходит на сцену по сей день. Узнаваемые, навсегда осевшие в памяти молодежи 1960-1980-ых годов какие-то удивительно животворные интонации голоса актрисы, неувядаемый артистический шарм и абсолютная открытость в сочетании с мудростью и приятием жизни в очередной снискали заслуженные аплодисменты и цветы. 

На вопрос "актуальна ли такая форма общения со зрителями?", Ирина  Соколова ответила:

- Посмотрите сами: как зрители на этих встречах преображаются, они совсем другие, у них столько эмоций! Сегодня одна женщина принесла и подарила мне свой рисунок, который она нарисовала еще школьницей, посмотрев в ТЮЗе спектакль "Месс-Менд!". На рисунке дата - 1972 год. Значит, ей дорога эта память. Значит, зрителям важно встретиться "глаза в глаза" с артистами, которых раньше они видели только в театральных ролях.

И мне тоже нужны их глаза, нужно слышать, как они дышат. В ТЮЗе зал просматривается ряда до 16-го, и я всегда могла различить знакомые лица, выхватить из толпы тех, кто приходит в театр постоянно. Ведь играешь не "в стенку", зал артиста тоже подпитывает. И по дыханию зала всегда можно понять: туда ли ты ведешь свою роль? И вовремя повернуть в нужную сторону. В этом есть и кайф, и даже, наверное, счастье. В кино такого нет. А здесь перед тобой - такой же живой, дышащий зритель. И нам - артистам это очень важно, жизненно необходимо! 

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑