Виртуальная выставка "Мэри Кэссетт: мы ведем отчаянную борьбу..."
Сегодня, 22 мая, день рождения Мэри Кэссетт, художницы, вошедшей в историю мировой живописи как самая известная женщина-импрессионист.
Мэри Кэссетт родилась 22 мая 1844 года в Пенсильвании в семье преуспевающего брокера. Несмотря на возражения семьи, в 17 лет Мэри начинает изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии. Спустя 4 года неспешного обучения и покровительственного отношения со стороны мужской половины студенчества и преподавателей, она решает уехать в Париж и продолжить изучение живописи самостоятельно.
События Франко-прусской войны заставили её вернуться в США. Однако, вскоре она снова едет в Европу - архиепископ Питтсбургский заказал ей изготовление копий нескольких картин в Италии. В 1872 году Мэри Кэссетт впервые приняла участие в Парижском салоне - одной из самых престижных художественных выставок Франции. Её картина "Две женщины, бросающие цветы во время карнавала" была хорошо принята критикой.
Однако, в последующие годы Кэссет столкнулась с трудностями и дискриминацией. В частности, одна из двух картин, представленных ей для участия в Салоне в 1875 году, была решительно отклонена присяжными, но принята на следующий год после того, как Мэри затемнила фон. В закулисье Парижского салона она неоднократно видела, что работы женщин-художников часто отклонялись с презрением, если у художницы не было друга или защитника в жюри, и она не флиртовала с присяжными, чтобы заслужить благосклонность.
В это время Мэри Кэссетт знакомится с творчеством импрессионистов и понимает, насколько оно ей близко. Увидев несколько работ Дега в окне продавца картин, она надолго застыла, расплющив нос о стекло. "Это изменило мою жизнь. Тогда я увидела искусство таким, каким хотела его видеть", - вспоминала она впоследствии. Есть легенда, что Дега, впервые увидев картины Мэри Кэссетт, тоже был сильно впечатлен и сказал: "У женщин нет права так рисовать". Через некоторое время они познакомились лично.
В 1877 году Кэссетт приняла приглашение Дега к участию в следующей выставке импрессионистов. Она чувствовала себя комфортно с импрессионистами и с энтузиазмом присоединилась к их делу, заявив: "Мы ведем отчаянную борьбу и нуждаемся во всех наших силах". Не имея возможности посещать с ними кафе, не привлекая к себе неблагоприятного внимания, она встречалась с ними наедине и на выставках.
Кэссетт очень подружилась с Эдгаром Дега. Они вместе экспериметировали с различными составами красок и техниками. У художников было много общего: вкусы в искусстве и литературе, происхождение из богатых семей; оба были очень независимы и никогда не женились. Степень близости между ними не может быть оценена сейчас, поскольку не сохранилось ни одного письма. Однако, вряд ли они были в отношениях, учитывая их консервативный социальный фон и сильные моральные принципы.
Поворот к импрессионизму позволил Мэри Кэссетт надеяться на коммерческий успех. Её картины картины покупали искушенные парижане, предпочитавшие авангард, её стиль приобретал новую спонтанность. Раньше Мэри много работала в студии, а теперь она носила с собой тетрадь и делала наброски везде - на улице или в театре.
1890-е годы стали для Кэссетт самым оживлённым и творческим периодом в её жизни. Ей подражали молодые американские художники, нуждавшиеся в её советах и поддержке. В начале XX века она работала консультантом у крупных американских коллекционеров произведений искусства. Она занималась этим, говоря, что, в конечном итоге эти коллекционеры пожертвуют свои покупки художественным музеям США.
В знак признания вклада Мэри Кэссетт в искусство Франция в 1904 году наградила её орденом Почётного легиона. Художница путешествовала и писала до последнего, борясь с многочисленными болезнями. Оставить кисть ее вынудила только практически полная слепота.
В своём творчестве Мэри Кэссетт изобразила "новую женщину" 19-го века с точки зрения женщины. Она и сама была олицетворением этой новой женщины, будучи успешной, высококвалифицированной художницей-профессионалом. Несмотря на то, что Кэссетт никогда не делала политических заявлений о правах женщин в своих работах, её картины показывают женщин с достоинством и глубокой, значимой внутренней жизнью. Кэссетт сочувствовала борьбе женщин за избирательное право и в 1915 году продемонстрировала 18 своих работ на выставке в поддержку движения.
Отдел нотно-музыкальной литературы приглашает на виртуальную выставку ВКонтакте "Мэри Кэссетт: мы ведем отчаянную борьбу..." На выставке представлены картины Мэри Кэссетт, а также издания из электронной библиотеки БиблиоРоссика. Мы с радостью предоставим вам логин и пароль для бесплатного доступа в БиблиоРоссику - пожалуйста, напишите на почту bkkfil4@mail.ru.