100 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Сидни Люмета
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Сидни Люмета


25 июня 2024 года исполнится 100 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Сидни Люмета (1924 - 2011).

Один из самых плодовитых и выдающихся голливудских кинорежиссёров послевоенного времени.

Полное имя - Сидни Артур Люмет. Родился 25 июня 1924 года в Филадельфии (штат Пенсильвания, США) в семье актёров еврейской сцены из Польши, иммигрировавших в Америку за год до его рождения (отец - Барух Люмет; мать - Юджиния Гитл Вермус.

Дебютировал как актёр на радио "WLTH" в мыльной опере "Дедушка из Браунсвиля" (1929) в возрасте 4 лет с отцом и старшей сестрой Фейгой, в театре - в пять лет. Будучи подростком, играл с родителями в Еврейском художественном театре на идише на Второй авеню и на Бродвее, в Нью-Йорке. Рано остался без матери.

В 1935 году, в одиннадцатилетнем возрасте, снялся в короткометражной ленте Генри Линна "Сигареты", спродюсированной композитором Германом Яблоковым, где прозвучала его знаменитая песня "Папиросы". В 15 лет вместе с отцом впервые снялся в полнометражной картине "Треть нации" (1939). Барух Люмет впоследствии снялся в двух картинах своего сына - "Ростовщик" (1964) и "Группа" (1966).

Окончил Колумбийский университет по классу драматической литературы. Во время Второй мировой войны служил ремонтником радаров в Индии и Бирме (с 1942 по 1946 годы).

Демобилизовавшись, 22-летний Люмет поступил в актерскую студию Ли Страсберга и Элиа Казана, однако проучился там всего год и в 1947 году организовал самостоятельную актерскую труппу. Тогда же его пригласили прочесть курс лекций в Нью-йоркском высшем актерском училище.

В 1948 году Люмет окончательно бросает театр и всецело отдается радио и телережиссуре ("Вся королевская рать", "История Сакко и Ванцетти", "Предназначено на слом", "Пришествие Джона Брауна" и др.). Бесспорно, именно здесь, на ТВ, сформировался режиссерский почерк будущего создателя "Телесети", "Серпико" и "Вердикта".

В 1950 году Люмет пришел на телевидение в компанию "Си-Би-Эс" и стал один из лучших мастеров теледрам, с именем которого связывается их "золотая эра". В течение восьми последующих лет он последовательно прошел все ступени телепостановки - от помощника и ассистента режиссера до создателя крупных сериалов. Критики считают, что именно здесь сформировался режиссерский почерк Люмета: приверженность реалистическому стилю изображения, богатая нюансами актерская игра, мастерски поданная в системе чередования средних и крупных планов, склонность к социальным, конфликтным сюжетам и порой к несколько замедленному темпу повествования.

Тяга к экранизациям также возникла у Люмета на телевидении. Начинающий режиссер скептически оценивал свои потенции сценариста-либреттиста, создателя оригинальных сюжетов для экрана, и потому предпочитал иметь дело с проверенными временем, художественной критикой и зрителями пьесами и романами.

В 1957 году Люмет, при продюсерской поддержке Генри Фонды, за 19 дней на основе собственной телепостановки снял свой первый кинофильм "12 разгневанных мужчин" по пьесе Реджинальда Роуза (главная премия на МКФ в Западном Берлине). Действие фильма, разворачивающееся на заседании присяжных и ограниченное пределами одной комнаты, воспринимается, тем не менее, как крайне динамичное, а Фонда исполнил в нем одну из лучших ролей.

Уже здесь проявились особенности кинематографа Люмета: замкнутое пространство, городское окружение (29 из 40 его фильмов сняты на улицах Нью-Йорка), сложные нравственные конфликты, многозначный диалог. Для режиссера, имеющего за плечами актерский опыт, характерен тщательный подбор исполнителей, умение добиться от них хорошей игры. Люмет с легкостью работает в различных жанрах, но при этом его можно по праву считать главным создателем своих произведений.

Как режиссер психологической драмы Люмет утвердился благодаря картинам "Из породы беглецов" с Марлоном Брандо и Анной Маньяни по пьесе Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад" (1959), экранизациям Артура Миллера "Вид с моста" с Рафом Валлоне и Жаном Сорелем (1961) и Юджина О'Нила "Долгий день уходит в ночь" с Кэтрин Хепбёрн, Ралфом Ричардсоном и Джейсоном Робертсом (1962), антимилитаристской драме "Холм" с Шоном Коннери и Майклом Редгрейвом (1965), а также фильму "Ростовщик" (1964) - истории человека, пережившего ужасы фашизма и лишившегося всех своих близких.

В 1964 году Люмет поставил фильм "Система безопасности" - о гонке вооружений и балансировании на грани войны, а 1968 году экранизировал пьесу Антона Чехова "Чайка". Джеймс Мейсон играл в ней Тригорина, Ванесса Редгрейв - Нину Заречную, а Дэвид Уорнер - Треплева. Из немногочисленных западных экранизаций чеховских произведений "Чайка" Сидни Люмета считается одной из наиболее удачных.

В 1970-е годы Люмет обращается к напряженным городским сюжетам, ставит полицейские фильмы "Камень преткновения" (1972), "Серпико" (1973) и криминальную драму "Собачий полдень" (1975) - обе картины с Аль Пачино в главной роли основаны на реальных событиях из жизни родного города режиссера. Люмет экранизирует детективный роман Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе" с целой россыпью актеров первой величины - Энтони Перкинсом, Майклом Йорком, Шоном Коннери, Ванессой Редгрейв, Ингрид Бергман (1974), дает сатирическое изображение коррупции в мире ТВ в фильме "Телесеть" (1976).

В 1980-1990-е годы режиссер работает в жанре триллера - "Смертельная ловушка" (1982), "На следующее утро" с Джейн Фондой и Джулии Кристи (1986), снимает фильм о полицейском-взяточнике "Принц Города" с Тритом Уильямсом (1981), а также пробует себя в судебной драме, снимая "Вердикт" с Полом Ньюменом, Шарлоттой Рэмплинг и Джеймсом Мейсоном (1982). Также в фильмографии Люмета появляются политические драмы - "Дэниэл" с Тимотти Хаттоном и Мэнди Пэтинкином (1983) и "Власть" с Ричардом Гиром, Джином Хэкмэном и Джули Кристи (1986).

В творчестве Люмета часто звучит тема семьи, будь то семья настоящая - "Дэниел" (1983), "Бег на месте" (1988), "Чужая среди нас" (1992), "Ночь над Манхэттеном" (1997); или некий ее аналог - "Жарким днем после обеда" (1975), "Принц города" (1981).

Фильмы Люмета отличаются интеллектуальной составляющей и ясным режиссерским стилем, а также превосходной качеством игры, которой он добивается от своих актеров.

Люмет четырежды выдвигался на премию "Оскар" как лучший режиссер ("Вердикт", "Телесеть", "Собачий полдень") и один раз как автор адаптированного сценария ("12 разгневанных мужчин"). Также в "послужном списке" Люмета - награды Берлинского ("12 разгневанных мужчин" 1957) и Сан-Себастьянского ("Из порода беглецов", 1960) кинофестивалей, премия "Золотой глобус" ("Телесеть" 1976).

Снятые им фильмы более 50 раз номинировались на премию "Оскар" (в том числе 18 раз - за работу занятых в них актёров). В 2005 году Американская академия киноискусства наградила Люмета "Оскаром" за вклад в развитие киноискусства. Написал книгу "Снимая фильмы".

Многие картины он снимал в Нью-Йорке считая, что независимость от голливудских компаний даёт творческие преимущества, а также из-за возможности использовать в качестве статистов настоящих актёров. Люмет воспитывался на чёрно-белом кино, и многие его картины были чёрно-белыми. В фильмах Люмета, как правило, немного действующих лиц и событий. И события эти зачастую происходят в одном и том же месте и не отдалены друг от друга во времени.

Сидни Люмет скончался 9 апреля 2011 года в своей нью-йоркской квартире в возрасте 86 лет.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑