100 лет со дня рождения американского кинорежиссёра и сценариста Сэма Пекинпы
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения американского кинорежиссёра и сценариста Сэма Пекинпы


21 февраля 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения американского кинорежиссёра и сценариста Сэма Пекинпы (1925 - 1984).

Один из наиболее значимых новаторов кинематографа XX века, а также крупнейший ревизионист жанра вестерн.

Настоящее имя Дэвид Сэмюэл (Сэм) Пекинпа. Родился 21 февраля 1925 года в городе Фресно, Калифорния. В 1943 году он поступил на службу в Корпус морской пехоты, хотя непосредственно в боевых действиях не участвовал. После Второй мировой войны его подразделение было отправлено в Китай, где занималось разоружением японских солдат.

После войны Пекинпа поступил в Университет штата Калифорния во Фресно, где изучал историю. Во время обучения он познакомился со своей будущей женой Мэри Селланд, благодаря которой заинтересовался театром. После окончания колледжа изучал драматическое искусство в Университете Южной Калифорнии, затем два сезона работал театральным режиссёром в Лос-Анджелесе. После театра пришёл на телевидение, где вначале был монтировщиком декораций.

В 1954-1956 годах Пекинпа работал помощником режиссёра в нескольких фильмах, а в 1956 году появился в эпизодической роли в научно-фантастическом фильме Дона Сигела "Вторжение похитителей тел". Благодаря рекомендации Сигела в конце 1950-х годов Пекинпа стал работать в вестернах-телесериалах - сначала писал сценарии, затем начал снимать отдельные серии. С Мэри Селланд, матерью троих его детей, он расстался в 1960 году.

Режиссёрский дебют Пекинпы в полнометражном кино состоялся в 1961 году, когда вышел вестерн "Смертельные попутчики". Лента была сдержанно принята как зрителями, так и критикой. Второй вестерн "Скачи по горам" (1962) с Рэндольфом Скоттом и Джоэлом Маккри был более успешен. Он завоевал первый приз на Бельгийском кинофестивале, обойдя "Восемь с половиной" Федерико Феллини. Европейские критики отмечали новаторский подход и стремление режиссёра переосмыслить жанр.

В 1965 году Пекинпа женился второй раз - на мексиканской актрисе Бегоне Паласиос, с которой познакомился на съёмках. После женитьбы он много времени проводил в Мексике, четыре его фильма полностью сняты в этой стране.

Вестерн "Майор Данди" (1965) снимался в обстановке конфликтов режиссёра с продюсерами и актёрами, в том числе с исполнителем главной роли Чарлтоном Хестоном. При монтаже из фильма был исключён ряд сцен, признанных слишком жестокими. Пекинпа должен был снимать фильм "Цинциннати Кид" со Стивом Маккуином, но из-за творческих разногласий продюсер сменил его на Нормана Джуисона. Пекинпа на некоторое время был отстранён от большого кино и вернулся на телевидение.

В 1967 году продюсеры из "Warner Brothers" предложили Пекинпе снять вестерн по сценарию Роя Сикнера и Уэлона Грина. Пекинпа переписал сценарий, усложнив характеры и сделав историю более жестокой и безысходной. "Дикая банда" (1969), действие которой происходит в 1913 году на границе Мексики и США, рассказывает о группе преступников, пытающихся выжить в условиях изменяющегося мира. В одной из сцен бандиты видят автомобиль и понимают, что он приходит на смену лошади. За этот фильм режиссёр получил прозвище "Кровавый Сэм".

После "Дикой банды" Пекинпа снял комедийный вестерн "Баллада о Кэйбле Хоге" (1970), в котором не было сцен жестокости, но который также относился к числу его вестернов, демонстрирующих смерть Дикого Запада.

В 1971 году вышел фильм "Соломенные псы", который Пекинпа снимал в Англии. В отличие от предыдущих работ режиссёра, действие "Соломенных псов" происходило в современной Англии. Дастин Хоффман сыграл математика, который вступает в жестокий конфликт с жителями английской деревушки.

Режиссёр вернулся в США, и в 1972 году вышло сразу два его новых фильма, в которых снялся Стив Маккуин: драма "Молодой Боннер" о стареющем ковбое родео и криминальный триллер "Побег" о грабителе, которого преследуют гангстеры. Во время съёмок "Побега" Пекинпа женился на Джои Гулд, с которой познакомился в Англии. Через несколько месяцев Гулд уехала в Англию и подала на развод. Режиссёр снова сошёлся с Бегоной Паласиос и не расставался с ней до самой своей смерти.

В фильме "Пэт Гэрретт и Билли Кид" (1973) Пекинпа снова вернулся к жанру вестерн. Сюжет был основан на реальных событиях - убийстве шерифом Пэтом Гэрреттом бандита Билли Кида, который позднее стал одной из легенд Дикого Запада. Пекинпа переписал сценарий, сделав основных персонажей (их сыграли Джеймс Коберн и Крис Кристофферсон) старыми друзьями. Композитором выступил Боб Дилан, также сыгравший одну из ролей. Фильм был сильно сокращён студией и получил смешанные отзывы. Только в 1988 году вышел расширенный вариант, который почти сразу был отнесён к числу лучших вестернов.

Фильм "Принесите мне голову Альфредо Гарсиа" (1974) с Уорреном Оутсом в главной роли был разгромлен критикой.

После коммерчески неудачных проектов Пекинпа нуждался в новом хите, подобном "Побегу". Таковым стал шпионский триллер "Элита убийц", вышедший в 1975 году.

В конце 1970-х годов Пекинпе предлагали участвовать в таких проектах, как "Кинг-Конг" и "Супермен", но он отказался, вместо этого сняв драму о Второй мировой войне "Железный крест" (1977), которую Орсон Уэллс назвал лучшим антивоенным фильмом.

Надеясь создать новый блокбастер, Пекинпа снимает фильм "Конвой" (1978) с Крисом Кристофферсоном, который играет лидера дальнобойщиков, противостоящих полиции и властям. У Пекинпы были проблемы со здоровьем, и в качестве второго режиссёра был приглашён Джеймс Коберн. Фильм оказался самым коммерчески успешным в карьере Пекинпы. Однако репутация режиссёра была испорчена, и, закончив фильм, он оказался безработным. На три года он был изгнан из профессии, только в 1981 году старый наставник Пекинпы Дон Сигел предложил ему снять некоторые сцены в своей комедии "Сглазили!".

К 1982 году здоровье Пекинпы серьёзно пошатнулось. Последним его фильмом стал шпионский триллер "Уикенд Остермана" по роману Роберта Ладлэма.

59-летний одряхлевший Сэм Пекинпа, которому к тому времени установили несколько кардиостимуляторов, умер от сердечного приступа в пригороде Лос-Анджелеса 28 декабря 1984 года. Несмотря на слабое здоровье, он до последних дней жизни планировал съемки новых фильмов и продолжал писать сценарии. Его последними работами стали клипы на песни Джулиана Леннона "Valotte" и "Too Late For Goodbyes".

Критики находят влияние Сэма Пекинпы у таких режиссёров, как Кэтрин Бигелоу, Уолтер Хилл, Майкл Манн, Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино, Джон Ву.

О жизни и творчестве Пекинпы снято несколько документальных фильмов, среди которых: "Сэм Пекинпа: Человек из стали" (1993), "Дикий Запад Сэма Пекинпы: Наследие голливудского бунтаря" (2004), "Простая история приключений: Сэм Пекинпа, Мексика и "Дикая банда" (2005), "Страсть и поэзия: Баллада о Сэме Пекинпе" (2005).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑