100 лет со дня рождения американской оперной певицы греческого происхождения Марии Каллас
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения американской оперной певицы греческого происхождения Марии Каллас


2 декабря 2023 года исполнится 100 лет со дня рождения американской певицы греческого происхождения, одной из величайших оперных певиц XX века Марии Каллас (1923 - 1977).

Мария Каллас (настоящее имя Мария Анна София Цецилия Калогеропулу) родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Несмотря на небольшой достаток, родители решили дать ей певческое образование. Необыкновенный талант Марии проявился еще в раннем детстве. В 1937 году вместе с матерью она приезжает на родину и поступает в афинскую консерваторию "Этникон одеон" к известному педагогу Марии Тривелла.

Под ее руководством Каллас подготовила и исполнила в студенческом спектакле свою первую оперную партию - роль Сантуццы в опере "Сельская честь" П. Масканьи. Столь знаменательное событие произошло в 1939 году, который стал своеобразным рубежом в жизни будущей певицы. Она переходит в другую афинскую консерваторию "Одеон афион" в класс выдающейся колоратурной певицы испанки Эльвиры де Идальго, которая завершила шлифовку голоса и помогла Каллас состояться как оперной певице.

В 1941 году Каллас дебютировала в Афинской опере, исполнив партию Тоски в одноименной опере Пуччини. Здесь она работает до 1945 года, постепенно начиная осваивать ведущие оперные партии.

В голосе Каллас заключалась гениальная "неправильность". В среднем регистре у нее слышался особый приглушенный, даже как бы несколько сдавленный тембр. Знатоки вокала считали это недостатком, а слушатели видели в этом особое очарование. Не случайно говорили о магии ее голоса, о том, что она завораживает аудиторию своим пением. Сама певица называла свой голос "драматической колоратурой".

Открытие Каллас произошло 2 августа 1947 года, когда никому не известная двадцатичетырехлетняя певица появилась на сцене театра "Арена ди Верона", самого большого в мире оперного театра под открытым небом, где выступали почти все величайшие певцы и дирижеры XX века. Летом здесь проводится грандиозный оперный фестиваль, во время которого и выступила Каллас в заглавной роли в опере Понкьелли "Джоконда" под управлением Туллио Серафина.

Туллио Серафин вводит Каллас в мир большой оперы. Она поёт первые партии в "Аиде" Верди и "Норме" Беллини в конце 1948 года. В начале 1949 года исполненные в течение одной недели несовместимые в вокальном отношении партии Брунгильды в "Валькирии" Вагнера и Эльвиры в "Пуританах" Беллини создали творческий феномен певицы Марии Каллас. Она пела и лирические, и драматические, и колоратурные партии, что явилось певческим чудом - "четыре голоса в одном горле".

В 1949 году Каллас отправляется на гастроли в Южную Америку. В 1950 году она впервые поёт в "Ла Скала" и становится "королевой итальянских примадонн". Но в 1950 году Мария Каллас была приглашена в "Ла Скала", чтобы заменить Ренату Тебальди в "Аиде". В 1951 году, когда Антонио Гирингелли сделал ей такое же приглашение, Мария ответила отказом. Каллас готова была петь в "Ла Скала", но при условии предложения собственной роли, а не замены чужой.

В 1953 году фирма "EMI" впервые выпускает полные записи опер с Марией Каллас.

В 1954 году она дебютировала в США, на сцене Лирической оперы Чикаго. Похудевшая на тридцать килограммов, преображённая Каллас покоряла публику на оперных сценах Европы и Америки в операх "Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "Норма" Беллини, "Медея" Керубини, "Трубадур" и "Макбет" Верди, "Тоска" Пуччини.

В 1959 году происходит перелом в успешной карьере. Этому способствовали потеря голоса, череда скандалов, развод, разрыв с "Метрополитен Опера", вынужденный уход из "Ла Скала", несчастная любовь к Аристотелю Онассису. Попытка возвращения на сцену в 1964 году заканчивается очередной неудачей.

В 1969 году итальянский режиссёр Пьер Паоло Пазолини пригласил Марию Каллас сниматься в роли Медеи в одноимённом фильме.

Мария Каллас проводила в Джульярдской школе знаменитые мастер-классы в период с октября 1971 года по март 1972 год. Они легли в основу пьесы "Мастер-класс" драматурга Терренса Мак-Нелли.

Последние годы жизни Мария Каллас жила в Париже, практически не выходя из квартиры, где и скончалась в возрасте 53 лет в 1977 году.

"Итальянские фониатры (врачи-специалисты по заболеваниям голосовых связок) Франко Фусси и Нико Паолилло установили наиболее вероятную причину смерти оперной дивы Марии Каллас", — пишет итальянская газета "La Stampa". Согласно результатам их исследования, Каллас умерла от дерматомиозита - редкого заболевания соединительной ткани и гладкой мускулатуры.

К такому выводу Фусси и Паолилло пришли, изучив сделанные в разные годы записи Каллас и проанализировав постепенное ухудшение её голоса. Спектрографический анализ студийных записей и концертных выступлений показал, что к концу 1960-х годов, когда ухудшение её вокальных данных стало очевидным, диапазон голоса Каллас фактически сменился с сопрано на меццо-сопрано, что объясняло изменение звучания высоких нот в её исполнении.

Кроме того, тщательное изучение видеозаписей её поздних концертов выявило, что мышцы певицы значительно ослабли: грудь практически не поднималась при дыхании, а при вдохе певица приподнимала плечи и напрягала дельтовидные мышцы, то есть по сути совершала самую распространённую ошибку при поддержке голосовой мышцы.

Причина смерти Марии Каллас достоверно неизвестна, однако считается, что певица умерла от остановки сердца. По мнению Фусси и Паолилло, результаты их работы прямо свидетельствуют о том, что приведший к этому инфаркт миокарда был осложнением в результате дерматомиозита. Примечательно, что этот диагноз (дерматомиозит) Каллас поставил незадолго до смерти её врач Марио Джаковаццо (известно об этом стало лишь в 2002 году).

Вокруг смерти певицы существует и теория заговора, высказанная, в частности, кинорежиссёром Франко Дзеффирелли, заявившим в 2004 году, что Каллас могла быть отравлена при участии её ближайшей подруги последних лет, пианистки Вассо Деветци.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑