100 лет со дня рождения английского прозаика, поэта и критика сэра Эмиса Кингсли
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения английского прозаика, поэта и критика сэра Эмиса Кингсли


16 апреля 2022 года исполнится 100 лет со дня рождения английского прозаика, поэта и критика сэра Эмиса Кингсли (1922 - 1995).

Учился в Школе Лондонского Сити и Сент-Джонз-колледже. В 1949 году окончил Оксфордский университет. Преподавал английскую литературу в университете Суонси (1948-1961), затем в Кембриджском (1961-1963) и Принстонском университетах. Творческий путь Эмис начинал как поэт.

За первым сборником "Солнечный ноябрь" (1947) последовали "Склад ума" (1953) и "Пробы" (1956).

Известность Эмиса, однако, связана прежде всего с его романами, особенно с первым из них - "Везунчик Джим" (1954; премия Сомерсета Моэма), книгой, воспринятой в контексте движения "сердитых молодых людей". Герой книги Джим Диксон, ассистент кафедры истории провинциального университета, стал во многом репрезентативной фигурой для своего времени. Историю своего типичного героя Эмис продолжил в романе "Это неопределённое чувство" (1955), действие которого происходит в провинциальной публичной библиотеке, и завершил в романе "Пунктик Джейка" (1978). Здесь главным героем становится профессор Оксфордского университета, постаревший, страдающий от одиночества человек, попадающий в руки врачей-шарлатанов.

Сатирические выпады Эмиса в романах "Мне нравится здесь" (1958), действие которого происходит в Португалии, "Выбирай девчонку по себе" (1960; экранизация 1971), "Один толстый англичанин" (1963), "Я хочу сейчас" (1968) - их действие переносится в США - всё чаще направлены против тех, для кого аффектированное отвращение к будничности и страсть к эпатажу становились суррогатом жизненной позиции.

В романе "Девушка лет двадцати" (1971) с нескрываемой язвительностью описана "молодёжная революция" 60-х годов, особенно попытки вчерашних интеллектуалов угнаться за временем, повторяя клишированные лозунги протеста, выродившегося в шутовство. Они оказываются лёгкой добычей тех, кто использует эти лозунги для осуществления собственных карьерных амбиций.

Спустя 20 лет Эмис с не меньшим скепсисом описал ажиотаж вокруг коллапса советской системы ("Русская девушка", 1992). Устами одного из персонажей романа, профессора-слависта, ставшего жертвой мнимой поэтессы-диссидентки из Москвы, выражены эстетические принципы Эмиса, которых он придерживался в своём творчестве.

Романы Эмиса с каждым годом всё увереннее отождествляли с массовой и коммерческой литературой - часто слишком прямолинейно и бездоказательно. Он дал повод для таких оценок главным образом тем, что после смерти Йена Флеминга продолжил сериал о Джеймсе Бонде ("Полковник Сун", 1968, изд. под псевдонимом Robert Markham), а также опубликовал несколько легко и изящно написанных комических романов, лишённых сколько-нибудь значительного содержания (наибольшей популярностью среди них пользовались: "Старые черти" (1986; Букеровская премия), "Нельзя быть тем и другим одновременно" (1994), "Усатый биограф" (1995). Вместе с тем достоинства прозы Эмиса - присущее ей многообразие ярко очерченных характеров, наблюдательность, выразительность картин будничной жизни - сохранялись в ней с начала карьеры писателя и до самого конца.

Эмис занимает прочное место и в истории английской комической прозы ХХ века - от Джерома К. Джерома до Ивлина Во. Эмис писал в разных жанрах, в том числе в жанре шпионского романа ("Лига против смерти", 1966), "готической прозы" ("Лесовик", 1969), исторической антиутопии ("Перемена", 1976). Кроме художественных произведений он писал филологические исследования: о Киплинге (1975), о научной фантастике ("Новые карты ада", 1960; "Золотой век научной фантастики", 1981).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑