100 лет со дня рождения французского артиста балета и хореографа, актера театра и кино Жана Бабиле
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения французского артиста балета и хореографа, актера театра и кино Жана Бабиле


2 февраля 2023 года исполнится 100 лет со дня рождения французского артиста балета и хореографа Жана Бабиле (настоящее имя Жан Гутман; 1923 - 2014).

Считается одним из наиболее выдающихся танцовщиков Франции, также называется первым французским балетмейстером послевоенного времени, получившим подлинно международное признание.

Родился 2 февраля 1923 года в Париже в семье врача. В 1936-1940 годы учился в балетной школе Парижской оперы. Начав выступать, довольно быстро получил известность благодаря выносливости и своему высокому прыжку.

После начала Второй мировой войны его карьера была прервана: отец Бабиле был евреем, поэтому он бежал из Парижа в 1940 году, когда немецкие войска уже приближались к городу, но всё-таки вернулся в начале 1942 года и танцевал в Парижской опере, едва избежав отправки в Освенцим во время массовых арестов в Париже 16 июля 1942 года. В начале 1943 года Бабиле вновь бежал из Парижа, чтобы избежать принудительной отправки на работы в Германию. Он присоединился к Движению сопротивления и до конца войны сражался в рядах маки.

После войны возобновил карьеру танцовщика; по ряду причин взял себе девичью фамилию матери.

Наибольшего успеха добился, выступая у Ролана Пети в Балетах Елисейских полей, где был ведущим танцовщиком в 1945-1950 годах, и затем в "Балете Парижа".

В 1945 году он получил известность в Балетах Елисейских полей в роли назойливого шутника в версии Жанин Шарра "Смерть карт" Игоря Стравинского.

Он стал мировой звездой - в одночасье, 25 июня 1946 года, сразу после премьеры 18-минутной мимодрамы Жана Кокто "Юноша и смерть" в Театре Елисейских Полей. Сейчас этот спектакль считается балетом Ролана Пети. Двадцать лет Жан Бабиле был бессменным Юношей, в последний раз станцевал эту партию в 61 год и никому не собирался передавать. История про несчастную любовь, завершившаяся смертью, контрастировала с реальностью: вскоре после премьеры Юноша-Бабиле женился на своей Смерти - балерине Натали Филиппар, у них родилась дочь, но благополучный жизненный роман отнюдь не помешал актеру пережить на сцене крах всех надежд, приведший к самоубийству.

Спонтанность всю жизнь оставалась главным признаком таланта Бабиле, но это вовсе не значит, что артист не умел танцевать академично. Воспитание он получил наилучшее: секреты французской техники ему преподал экс-премьер Парижской оперы Гюстав Рико в школе при театре, особенности русского исполнения юнец постигал на частных уроках у Александра Волинина и Виктора Гзовского. Фундаментальная академическая база и феноменальная природная одаренность позволили Бабиле вытворять такое, что не позволял себе ни один танцовщик в мире - ни тогда, ни теперь.

В 1947 году в Лондоне он стал партнером Маргрет Шенн, великой датской балерины-романтика, в па-де-де “Синяя птица” из "Спящей красавицы".

В 1949 и 1953 годах Бабиле был приглашённым солистом Парижской оперы, в 1950-е годы он также танцевал в Американском театре балета (Нью-Йорк). Позднее он сформировал собственную труппу, "Les Ballets Jean Babilée". В 1972-1973 годах был директором балетной труппы Рейнской оперы в Страсбурге.

В конце 1970-х Морис Бежар, пришедший на урок Бабиле присмотреть подходящих ребят для своей постановки, отобрал самого учителя. В Парижской опере для него и юной Элизабет Платель он поставил балет "Жизнь". В середине 1990-х Бежар сделал для давнего друга еще один спектакль-дуэт. А последнюю премьеру Бабиле станцевал-прожил в возрасте 80 лет - знаменитый хореограф-авангардист Жозеф Надж сделал для него спектакль "Нет больше небесного свода".

А еще было кино - шесть художественных фильмов, в которых голос Бабиле, глуховатый и размеренный, гипнотизировал не меньше, чем его животная пластика. И театр - впервые Бабиле сыграл в постановке Раймона Руло в пьесе Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад". Актерский дар Бабиле оценил и Питер Брук, поставив с ним "Балкон" по Жану Жене. Лукино Висконти дважды приглашал его в свои постановки ("Волшебник Марио" в миланской "Ла Скала" и "Танцевальный марафон" в берлинской "Городской опере").

До последних лет он гонял на мотоцикле, посадив за спину молодую жену, танцовщицу и фотохудожника Запо, летал с ней по экзотическим странам, ломал руки и ноги, беспрестанно курил, ценил каждое мгновение и, не дожив до 91 года трех дней, спокойно умер на руках у жены, исчерпав все наслаждения жизни.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑