100 лет со дня рождения французского танцовщика и хореографа Ролана Пети
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения французского танцовщика и хореографа Ролана Пети


13 января 2024 года исполнится 100 лет со дня рождения французского танцовщика и хореографа, одного из признанных классиков балета XX века Ролана Пети (1924 - 2011).

Ролан Пети - сын Роз Репетто, основательницы компании-производителя балетной одежды и обуви "Repetto" и, владельца закусочной (в память о своей работе в отцовском ресторане Пети позднее поставит номер с подносом).

Когда ему было двенадцать лет, его мать разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино.

Учился в балетной школе Парижской Оперы, где его педагогами были Гюстав Рико и Серж Лифарь. После её окончания в 1940 году был зачислен в кордебалет Гранд-Опера.

В 1945 году совместно с другими молодыми артистами Парижской оперы участвовал в Танцевальных вечерах Театра Сары Бернар. В том же году совместно с Жанин Шарра и при поддержке Жана Кокто, Бориса Кохно и Кристиана Берара создал собственную труппу - "Балет Елисейских полей", где официально занял пост балетмейстера.

В 1946 году создал для Жана Бабиле и его супруги Натали Флиппар балет "Юноша и смерть" (сценарий Жана Кокто, музыка И. С. Баха), вошедший в классику мирового балетного искусства.

В 1948 году ушёл из компании (после этого просуществовавшей ещё три года) и создал новую труппу в театре Мариньи - "Балет Парижа". Его прима-балериной стала Рене (Зизи) Жанмер. В следующем году специально для неё он поставил другой свой знаменитый балет - "Кармен". Премьера балета в Лондоне имела такой успех, что Жанмер получила приглашение из Голливуда, куда вслед за ней поехал и Пети.

В Голливуде он работал и как хореограф, и как танцовщик. В 1952 году вместе с Жанмер и Эриком Бруном участвовал в съёмках фильма-мюзикла "Ханс Кристиан Андерсен" (Принц в эпизоде "Русалочка"). В 1955 году вышло два фильма с его хореографией: "Хрустальный башмачок" с Лесли Карон и "Длинноногий папочка" с Фредом Астером.

В 1960 году режиссёр Теренс Янг снял фильм-балет "Раз, два, три, четыре, или Чёрные чулочки", куда вошли четыре балета Ролана Пети: "Кармен", "Авантюристка", "Сирано де Бержерак" и "Траурный день". В съёмках участвовали Рене Жанмер, Сид Чарисс, Мойра Ширер и Ханс ван Манен. Сам Пети исполнил три главные роли в собственной хореографии: Дона Хозе, Жениха и Сирано.

В 1965 году вернулся в Парижскую Оперу для постановки балета Мориса Жарра "Собор Парижской богоматери". Главные роли на премьере исполняли Клэр Мотт (Эсмеральда), Сирил Атанасов (Клод Фролло), Жан-Пьер Бонфу (Феб). Роль Квазимодо исполнил сам балетмейстер.

В 1973 году поставил для Майи Плисецкой миниатюру "Гибель розы" на музыку Малера.

В 1972 году основал Балет Марселя, которым руководил в течение 26 лет. Первой постановкой компании стал балет "Пинк Флойд", показанный на стадионе Марселя и в парижском Дворце спорта. Звёздами его новой труппы были Доминик Кальфуни и Дени Ганьо.

В 1978 году Ролан Пети ставит балет "Пиковая дама", специально для Михаила Барышникова. К сожалению, спектакль не продержался на сцене долго - связанный контрактами, Барышников не смог поддерживать нужное расписание, а приглашенные на роль Германна иные исполнители не удовлетворяли Пети.

В 2001 году Ролан Пети получил приглашение от московского Большого театра поставить на его сцене "Пиковую даму", но не стал возобновлять спектакль 1978 года. Он создал совершенно новый балет - использовал не музыку оперы Чайковского, а его Шестую симфонию. Германна танцевал Николай Цискаридзе, Графиню - Илзе Лиепа.

За свой долгий творческий путь Ролан Пети создал более 150 балетов и номеров для танцовщиков всего мира. Ставил спектакли на лучших сценах Италии, Германии, Англии, Канады, Кубы и России. Его опусы отличались стилистическим и техническим разнообразием балетного языка. Сотрудничал как с авангардистами, так и с представителями нового реализма, среди которых Марсьяль Райс, Жан Тэнгли и Ники де Сен-Фалль.

Работал с модельером Ивом Сен-Лораном (костюмы для балета "Собор Парижской богоматери" и номера "Гибель розы"), певцом и композитором Сержем Генсбуром, скульптором Бальдаччини, художниками Жаном Карзу, Жаном Кокто, Максом Эрнстом и Пикассо (Пети создал балет по мотивам его картины "Герника"). Либретто для Пети писали Жорж Сименон, Жак Превер и Жан Ануй. Музыку для его балетов сочиняли Анри Дютийё и Морис Жарр.

Ролан Пети умер от лейкемии в 2011 году в возрасте 87 лет. Его творческое наследие востребовано и сейчас.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑