100 лет со дня рождения писателя, поэта, редактора Юрия Трифонова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения писателя, поэта, редактора Юрия Трифонова


28 августа 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения писателя, поэта, редактора, мастера "городской" прозы Юрия Валентиновича Трифонова (1925 - 1981).

Родился 28 августа 1925 года в Москве. Ещё в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы.

В 1942-1945 годах работал на Московском авиационном заводе №124 сначала чернорабочим, трубоволочильщиком, потом слесарем и диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ. Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету.

В 1944 поступил на заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького. Подал заявление на отделение поэзии (в архиве Трифонова сохранилось более 100 не публиковавшихся стихотворений), но был принят на отделение прозы. В 1945 перевёлся на очное отделение, которое окончил в 1949 году. Все годы учёбы посещал семинары заметившего его К. А. Федина, печатал рассказы в газете "Московский комсомолец".

В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя - "Знакомые места" (в журнале "Молодой колхозник") и "В степи" (в альманахе "Молодая гвардия", №2). Дипломная работа Юрия Трифонова - написанная в манере традиционного соцреализма повесть "Студенты" (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР "Новый мир", удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность - была посвящена молодому послевоенному поколению. Она была издана на английском, французском, немецком, испанском, японском и польском языках.

После успеха дебютной книги Трифонов начал собирать материалы для её продолжения, однако радушный приём, который поначалу ему оказал в своём журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов.

Вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков "Под солнцем", а в 1963 году, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман "Утоление жажды", который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал. Тогда же Трифонов опубликовал многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966-1969 годах - рассказы "Вера и Зойка", "В грибную осень" и другие, повесть "Отблеск костра". В "Отблеске костра" Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

В 1969 году выходит повесть "Обмен", затем "Предварительные итоги", "Долгое прощание", "Другая жизнь", "Дом на набережной" (1970-1976). Неофициально они были объединены в цикл "Московские повести". Действие "Обмена" и "Предварительных итогов" происходит в конце 1960-х годов, "Долгого прощания" - в начале 1950-х годов, в "Другой жизни" и "Доме на набережной" оно протянуто из 1930-х в 1970-е годы. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принес именно "Дом на набережной" - повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры, прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме.

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема - судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х - середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х годов тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

Манера письма Трифонова - неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было чётко выраженной общественно-политической оценки.

В 1973 году вышел роман о народовольцах "Нетерпение", в 1978 году - роман "Старик". Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил "Отблеск костра". "Старик", герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман "Время и место", структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. "Время и место" по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий - 1930-е, 1940-е, 1950-е и 1970-е годы.

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии.

В 1987 году был посмертно издан роман "Исчезновение".

Помимо художественной прозы Трифонов известен также как мастер спортивного репортажа и очерка. Активно сотрудничал с центральными спортивными изданиями - газетой "Советский спорт" и журналом "Физкультура и спорт", в которых часто публиковались его спортивные материалы; издательством "Физкультура и спорт" было выпущено несколько сборников его спортивных очерков.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑