100 лет со дня рождения советского и грузинского кинорежиссёра, педагога, народного артиста СССР Тенгиза Абуладзе
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения советского и грузинского кинорежиссёра, педагога, народного артиста СССР Тенгиза Абуладзе


31 января 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения советского и грузинского кинорежиссёра, педагога, народного артиста СССР Тенгиза Евгеньевича Абуладзе (1924 - 1994).

Родился 31 января 1924 года в Кутаиси (Грузия). В 1943-1946 годах учился в Тбилисском театральном институте имени Шота Руставели (мастерская Георгия Товстоногова и Дмитрия Алексидзе).

В 1953 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича). Его преподавателями также были Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Александр Довженко.

С 1953 года - режиссер киностудии "Грузия-фильм". Работать в кино начал в содружестве с режиссером Резо Чхеидзе, снимая документальные очерки "Государственный ансамбль народного танца Грузии" и "Наш дворец" (1954).

В художественный кинематограф Абуладзе вошел совместным с Чхеидзе фильмом "Лурджа Магданы" (1955). В 1956 году этот фильм принес им гран-при Каннского кинофестиваля по конкурсу короткометражных лент. Картина стала родоначальницей нового грузинского кино.

Новизной стиля отмечен и следующий полнометражный фильм Абуладзе "Чужие дети" (1958), снятый под влиянием итальянского неореализма. Кинолента получила приз Международного кинофестиваля в Лондоне в 1960 году.

В фильме "Я, бабушка, Илико и Илларион" (1963) по роману Нодара Думбадзе наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению.

В 1965 году вышел его документальный фильм "Сванские и тушетские зарисовки".

В художественном фильме "Мольба" (1967) соединены две поэмы грузинского поэта Важа Пшавела "Алуда Кетелаури" и "Гость и хозяин", а также его прозаические философские зарисовки и стихотворения. В 1968 году фильм получил премию Всесоюзного кинофестиваля. В 1973 году картина была удостоена главного приза Международного кинофестиваля авторского кино в Сан-Ремо.

В фильме "Ожерелье для моей любимой" (1973) по повести Ахмедхана Абу-Бакара режиссер продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В более совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме "Древо желания" (1977) по мотивам рассказов Георгия Леонидзе, втором после "Мольбы" фильме трилогии, которая завершилась кинолентой "Покаяние" (1984). "Древо желания" получило итальянскую премию "Давид Донателло", "Золотой тур" за режиссуру Тегеранского кинофестиваля (1977), главный приз Карловарского кинофестиваля (1978).

Картина "Покаяние" снималась с большими паузами в 1981-1984 годах. Кинолента вышла на экраны в 1986 году, после Пятого съезда Союза кинематографистов и стала культурной сенсацией времени. На Каннском кинофестивале 1987 года картина была номинирована на Золотую пальмовую ветвь, получила Большой приз жюри, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В том же году фильм был удостоен шести призов Российской национальной кинематографической премии "Ника".

К большинству своих фильмов Тенгиз Абуладзе написал сценарии сам.

Абуладзе был одним из инициаторов создания кинофакультета в Тбилисском театральном институте, где с 1974 года вел курс кинорежиссуры.

6 марта 1994 года Тенгиз Абуладзе скончался в Тбилиси.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑