100 лет со дня рождения японского кинорежиссёра и сценариста Сэйдзюна Судзуки
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения японского кинорежиссёра и сценариста Сэйдзюна Судзуки


24 мая 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения японского кинорежиссёра и сценариста Сэйдзюна Судзуки (1923 - 2017).

Один из величайших режиссеров в истории кинематографа.

Настоящее имя - Сэйтаро Судзуки. В 1955 году впервые был экранизирован его сценарий ("Дуэль на закате", реж. Хироси Ногути). Через год Судзуки стал полноправным режиссёром, его дебютом стал фильм "Победа за мной" в жанре "каё эйга", служившем как средство распространения поп-музыки.

В третьем фильме Судзуки ("Город Сатаны", 1956) в творчество режиссера прочно вошла тема якудза. В титрах фильма "Красота преступного мира" (1958) впервые появился его псевдоним.

Судзуки начал привлекать внимание публики после выхода фильма "Молодость зверя" (1963), который считается его "прорывом" и который сам режиссёр называет своей первой по-настоящему самобытной работой.

Судзуки снимал о гангстерах и криминальном мире, любил экспериментировать с визуальной составляющей своих фильмов и создавал на экране незабываемые образы. Постепенно у Судзуки нашлись единомышленники среди актёров и съёмочной группы. Увеличивалось число его поклонников, но при этом росло недовольство режиссёром со стороны президента Никкацу Кюсаку Хори.

На счету Сэйдзюна Судзуки такие восхитительные работы, как "Странник из Канто" (1963), "История проститутки" (1965), "Токийский скиталец" (1966), "Рожденный убивать" (1967).

За фильм "Татуированная жизнь" Судзуки в первый раз предупредили, что он зашёл слишком далеко. Он ответил фильмом "Кармен из Кавати", после которого ему приказали "бросить выкрутасы" и урезали бюджет на следующий фильм. Результат был обратным: в "Токийском скитальце" Судзуки и его постоянный художник Такэо Кимура достигли новых высот сюрреализма и абсурдизма. Следующим шагом руководства студии стало лишение Судзуки цветной плёнки, и он снял свой 40-й фильм за 12 лет работы на Никкацу, ныне признанный шедевром киноавангарда, - "Рождённый убивать", за который его немедленно уволили.

В последующие годы Судзуки публиковал сборники эссе, поставил несколько телефильмов, снимал сериалы и рекламу, сам снимался в небольших ролях у других режиссёров. В 1977 году он вернулся в кино, сняв на студии "Сётику", на которой когда-то начинал ассистентом, психологический триллер "История о грусти и печали", не имевший успеха.

В 1980 году Судзуки начал сотрудничать с продюсером Гэндзиро Арато и снял фильм "Цыганские напевы", ставший первой частью так называемой "трилогии Тайсё". Фильм удостоился почётного упоминания на XXXI Берлинском кинофестивале, 4 премий (в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру) и 5 номинаций Японской киноакадемии и был назван кинокритиками лучшим японским фильмом 1980 года. Через год последовала вторая часть трилогии - "Театр жаркой поры", а ещё через 10 лет - третья, "Юмэдзи".

В 1990-х Сэйдзюн Судзуки во второй раз в своей жизни практически на десять лет отошел от большого кино. Он вернулся лишь в начале 2000-х с фильмом "Пистолетная опера" (2001), отсылающим нас к его ставшему классикой "Рожденному убивать". В 2005 году он снял ленту "Дворец Тануки" ("Принцесса-енот").

Первая ретроспектива фильмов Судзуки за пределами Японии состоялась в 1984 году в Италии. Передвижная ретроспектива 1994 года состояла из 14 фильмов. В 2001 году Никкацу организовало ретроспективу более чем из 20 фильмов. Наконец, в 2006 году, к 50-летнему юбилею режиссёрского дебюта Судзуки, на Международном кинофестивале в Токио Никкацу представила ретроспективу из 48 фильмов.

Благодаря ретроспективам 1980-х и выпуску фильмов на видео в конце 1990-х Судзуки заслужил признание за пределами Японии.

Ему в любви признаются режиссеры Джим Джармуш, Такэси Китано, Вонг Карвай и Квентин Тарантино.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑