105 лет со дня рождения американской певицы Эллы Фицджеральд
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

105 лет со дня рождения американской певицы Эллы Фицджеральд


25 апреля 2022 года - 105 лет со дня рождения американской певицы Эллы Фицджеральд (1917-1996).

Одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки ("первая леди джаза", "первая леди песен"), обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии "Грэмми"; лауреат Национальной медали искусств (США, 1987), Президентской медали Свободы (США, 1992), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1990) и многих других почётных наград.

За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников - как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом, Куинси Джонсом, Каунтом Бэйси, Джо Пассом, Оскаром Питерсоном. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы Коул Портер, Ирвинг Берлин, Антониу Карлос Жобин, поэты-песенники Айра Гершвин, Джонни Мерсер. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с её записями.

Рано осиротев, она воспитывалась в семье своей тетки. Первый успех принесло неожиданное выступление на шоу талантов, где на самом деле она собиралась танцевать, но потом решила спеть. Ее тут же заметили, пригласили выступать.

После выхода в 1936 году пластинки с записью "Mr. Paganini" Элла стала привлекать внимание уже не только как солистка оркестра Чика Уэбба, но и сама по себе. Ее приглашает в свое радио-шоу Бенни Гудмен, потом она работает с Тедди Хиллом, но уже в марте 1937 года вновь возвращается к Уэббу, с которым остается до самой его смерти.

Ее звездный час пробил в конце войны с наступлением эры нового, не традиционного джаза, эры би-бопа. Основываясь на его принципах, Элла, как некогда Армстронг, решительно стерла границу между голосом и инструментом и сделала скэт не только обыденным вспомогательным приемом, но важнейшим стилеобразующим принципом джазового вокала, доведя его виртуозную технику до пределов совершенства.

Первой ласточкой на этом пути стала сделанная в октябре 1945 году запись "Flying Home". За ней последовали "Lady Be Good", "How High the Moon" (1947) и другие шедевры, открывшие миру новую джазовую звезду первой величины и новое измерение самого джаза. С тех пор началось триумфальное шествие "первой леди джаза" по континентам.

Она всегда очень много работала: записывалась, активно гастролировала.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑