105 лет со дня рождения выдающегося французского кинорежиссера и сценариста Анри Вернёя
15 октября 2025 года исплняется 105 лет со дня рождения выдающегося французского кинорежиссера и сценариста Анри Вернёя (1920 - 2002).
Снимал детективные и приключенческие фильмы. Работал со звёздами французского кино.
Настоящее имя Ашот Малакян. Родился 15 октября 1920 года в небольшом турецком городке Родосто. Когда ему исполнилось четыре года, семейство Малакянов переехало в Марсель, где поселилось по адресу, который позже воспоёт режиссер: улица Паради, дом 109.
Во Франции Ашот окончил колледж и даже успел поработать некоторое время журналистом. И только в возрасте двадцати восьми лет, по его собственному признанию, он наконец совершенно точно понял, чем хочет заниматься всю жизнь - снимать кино. В том же году Малакян устроился ассистентом режиссера Робера Вернея, известного по экранизации "Графа Монте-Кристо" с Жаном Марэ в главной роли. У него же Ашот-Анри позаимствовал свой псевдоним. Карьеру кинорежиссера Вернёй начал со съемок небольших короткометражек: "Легенда Белой земли", "Мальдонне" и "Обмани собаку". Все три были сняты в 1950 году. А год спустя он снял и первый свой полнометражный фильм - "Стол для заморышей" по роману Марселя Эме.
В 1954 годы киноленту Вернёя "Такие разные судьбы" выдвинули на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий. К французской славе режиссера прибавилась американская.
В 1963 году в прокат вышла криминальная драма "Мелодия из подвала", ставшая настоящей классикой жанра и положившая начало его невероятной популярности во Франции. В главных ролях Вернёй снял Жана Габена и совсем тогда еще молодого Алена Делона. Делон неоднократно отзывался о роли Франсуа Верло как об одной из лучших в своей карьере и, не скупясь, прибавлял, что в этом, конечно, большая заслуга режиссера: Вернёй умел выжимать из актеров все и даже больше. То же касается и Жан-Поля Бельмондо, чье сотрудничество с Вернёем началось с культового боевика "Сто тысяч долларов под солнцем" (1964). Это станет началом прекрасной дружбы: позже Вернёй снимет Бельмондо и в "Страхе над городом", и в "Трупе моего врага", и в "Авантюристах".
Каждый следующий фильм, снятый Вернёем, только преумножал его популярность. Сегодня невозможно представить классику французского кино без таких шедевров, как "25-ый час", "Сицилийский клан" все с теми же Габеном и Делоном, "И как Икар" с Ивом Монатаном.
К своим армянским корням Анри Вернёй обратился, будучи уже в довольном преклонном возрасте. Сперва в 1985 году он написал книгу воспоминаний о своей матери, которую лаконично озаглавил "Майрик". А в 1991 году, после шести лет работы над сценарием, в Марселе он приступил к съемкам одноименной ленты. Фильм рассказывает о непростой судьбе и жизни семьи армянских иммигрантов, бежавших во Францию от геноцида армян 1915 года. В главных ролях Вернёй снял Омара Шарифа и Клаудию Кардинале.
Последние годы своей жизни Анри Вернёй прожил в уединении. Большую часть времени он проводил в Швейцарии, в небольшом домике на берегу Женевского озера. Режиссёр умер в 2002 году, похоронен на кладбище Сен-Пьер в Марселе.
Про себя он любил говорить "Я - армянин до мозга костей; но если есть больший француз, чем я, пусть он первым бросит в меня камень".