110 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Николая Крюкова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Николая Крюкова


8 июля 2025 года исполняется 110 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Николая Николаевича Крюкова (1915 - 1993).

Родился 8 июля 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. После окончания средней школы устроился рабочим на ленинградский завод "Севкабель". Всерьёз увлёкся театром, занимался в самодеятельной студии при заводе, а затем был принят в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра. Студию БДТ окончил в 1935 году. Профессиональную актёрскую деятельность начал в 1936 году, поступив в театр-студию под руководством режиссёра и драматурга С. Э. Радлова (бывший Молодой театр, с 3 мая 1939 года - Театр имени Ленинградского Совета).

Исполнил заглавную роль в пьесе А. Морова "Карьера Дызмы" по роману Тадеуша Доленги-Мостовича "Карьера Никодима Дызмы" (реж. В. Иогельсен). Следующая заметная роль Н. Крюкова - Лаэрт в "Гамлете" (1938). В том же году впервые сыграл и в кино - небольшую роль в фильме Владимира Гончукова "Морской пост". Ленинградская критика благосклонно приняла молодого актёра. В ноябре 1940 состоялась премьера "Идеального мужа" Оскара Уайльда с Н. Крюковым в роли дворецкого Фиппса.

В 1940 году Н. Крюков начал сниматься в фильме "Политрук Колыванов" режиссера Арманда, но эта картина не была завершена, так как сценарий был признан некачественным Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

Началась война. Он вспоминал: "Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время… Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов". В октябре 1941 года театр показал комедию "Свадебное путешествие" В. А. Дыховичного, в роли Кости - Н. Крюков. Через неделю состоялась премьера драмы Лессинга "Эмилия Галотти", в которой Крюков играл роль принца Гектора Гонзаго. Переживая все тяготы блокады, актёры как могли выполняли свой профессиональный долг перед жителями города, даже в это тяжёлое время заполнявшими зал.

Последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года - роль жизнерадостного Кости он играл потерявшим силы от дистрофии. Актёра пришлось отправить в лечебный стационар. В конце января продолжать работу стало невозможно. Не было электричества, актёры уже не могли работать от голода и холода. В феврале было принято решение об эвакуации театра.

В начале марта театр эвакуировали в Пятигорск. Первый спектакль состоялся 30 апреля 1942 года - показали "Свадебное путешествие". В июне Радлов возобновил "Идеального мужа", в августе состоялась премьера "Гамлета". Фронт был уже совсем близко, но театр оставался в городе - местные власти опасались паники, если театр эвакуируют. Только в ночь на 8-е августа часть актёров, в основном семейных, отправили в Нальчик на попутных военных машинах, а уже 9-го утром в город вошли немцы. Не успевшие эвакуироваться актёры вместе со своим режиссёром С. Э. Радловым и его женой, заведующей литературной частью театра и переводчицей А. Д. Радловой, оказались в оккупации.

Вскоре при регистрации населения немецкие власти обнаружили оставшихся актёров радловского театра и работавшего в городе одновременно с ним театра оперетты. Крюков вспоминал: "Был приказ о работе. Мы, сколько могли, тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный - нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать…".

Первым открылся театр оперетты под руководством 75-летнего актёра и режиссёра Ф. И. Кремлёвского (фон Эльтермана). Театр Радлова немцы посещали редко - русская драма, да ещё на русском языке их интересовала мало. Зрителями, по большей части, было местное население, так тепло ещё совсем недавно принявшее ленинградцев. Н. Крюков играл прежние роли в восстановленных спектаклях - "Бесприданнице", "Идеальном муже". В конце 1942 года Радлов восстановил "Гамлета" с Крюковым в заглавной роли вместо успевшего эвакуироваться Б. Смирнова.

Красная Армия вела бои не так далеко и все надеялись на скорейшее освобождение. В январе 1943 года район КавМинВод был освобождён, но перед своим отходом из Пятигорска немцы под конвоем отправили актёров в Запорожье. Здесь "Петроградский театр под руководством Радлова" - так теперь назывался коллектив - работал до октября. Фронт приближался. Покидая Запорожье, немцы вывезли актёров в Берлин. Здесь было уже не до работы: бомбёжки союзников, город горел. Труппа распалась. Одни решили уходить на север Франции, другие - Радловы Сергей и Анна, Н. Крюков, Т. Якобсон, Н. Трофимов и др. - добрались до городка Ла Фоссет на юге. Чтобы как-то прожить, выступали перед жителями и в лагерях для русских военнопленных. После освобождения Франции союзниками работали в Марселе, где встретились с представителями советского командования. В январе 1945 перебрались в Париж, откуда вскоре Радловых, а затем и оставшихся актёров отправили в Москву, где они были осуждены "за измену родине и сотрудничество с оккупантами". Анна Радлова скончалась в заключении в 1949 году, Сергей Радлов вышел на свободу в 1953 и был реабилитирован в 1957 году.

Николай Крюков избежал серьёзных репрессий, но, как и других актёров радловского театра, его не брали ни в один московский или ленинградский театр. Работал в провинциальных театрах - в Тбилиси, Твери, Ростове-на-Дону, пока, наконец, не был принят в ленинградский театр, размещавшийся в здании "Пассажа" (том самом, где с 1936 по 1942 год работал радловский театр) и позже названный именем В. Ф. Комиссаржевской. В эти же годы сыграл эпизодические роли в фильмах "Корабли штурмуют бастионы" (1953) и "Необыкновенное лето" (1957).

В 1956 году Н. Крюков принял приглашение Радлова и приехал в Ригу. В рижском театре был введён на роль Кента в "Короле Лире", играл Гамлета и Лаэрта в "Гамлете", Тибальда в "Ромео и Джульетте", Макдуфа в "Макбете", Власа в "Дачниках" и Скроботова во "Врагах" Горького, Передышкина в комедии В. Катаева "Это было в Конске", Мотылькова в "Славе" Гусева и др.

В 1958 году после смерти С. Радлова Н. Крюков вернулся в Ленинград и был принят актёром на киностудию "Ленфильм". Здесь, в 43 года, началась вторая половина его творческой жизни - в кинематографе, гораздо более известная, чем первая. Началась более чем успешно - с роли лётчика Бена Энсли в фильме "Последний дюйм" по одноимённому рассказу Джеймса Олдриджа. Фильм принёс ему широкую известность и премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года. В 1960-х годах Н. Крюков сыграл в 30 фильмах, среди которых "Им было девятнадцать" (1960), "Дочь Стратиона" (1964), "Акваланги на дне" (1965), "По тонкому льду" (1966), "Туманность Андромеды" (1967), "Ошибка Оноре де Бальзака" (1968).

В 1970-х годах в его творческом активе также около 30 ролей, из которых особенно запомнились "Бронзовая птица" (1974), "Смерть под парусом" (1976), "В зоне особого внимания" (1977).

В 1980-е годы с его участием вышли фильмы "Петровка, 38" (1980), "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1980), "Россия молодая" (1982), "Остров сокровищ" (1982), "Хлеб - имя существительное" (1988).

С 1990 по 1992 годы, когда ему было уже за 75, Н. Крюков снялся в 10 фильмах: "Палач" (1990), "Белые одежды" (1992), "22 июня, ровно в 4 часа" (1992) и др. У него было немного главных ролей, но, благодаря характерной внешности, мастерству перевоплощения и убедительности, создаваемые им образы легко и надолго запоминались даже в небольших эпизодах. И, тем не менее, "тёмное пятно" в биографии, связанное с работой в немецком плену, видимо, сказалось в том, что лишь в 1991 году известный советский актёр, сыгравший около ста ролей в театре и кино, получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Николай Николаевич Крюков скончался 17 апреля 1993 года в Санкт-Петербурге.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑