110 лет со дня рождения американского и французского кинорежиссёра и актёра Жюля Дассена
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения американского и французского кинорежиссёра и актёра Жюля Дассена


18 декабря 2021 года исполнится 110 лет со дня рождения американского и французского кинорежиссёра и актёра, классика жанра нуар Жюля Дассена (1911 - 2008).

Классик жанра нуар, снявший в этом жанре три знаменитых фильма - "Обнажённый город" (1948), "Ночь и город" (1950) и "Рифифи" (1955). За последний удостоен премии Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Отец французского эстрадного певца Джо Дассена.

Жюль Дассен родился 18 декабря 1911 года под именем Джулиус Мозес Дассин в городке Миддлтаун округа Миддлсекс в штате Коннектикут на восточном побережье США в набожной еврейской семье, незадолго до того эмигрировавшей из Российской империи.

Его отец Шмил (Сэмюэл) Дассин (1887 - 1949) был парикмахером из Одессы, мать Берта Фогель (1885 - 1949) - домохозяйкой из Польши. Дед режиссёра занимался производством париков для Одесского оперного театра. Вскоре после рождения Джулиуса вся семья переехала в нью-йоркский район Гарлем, учился Дассин в средней школе Морриса в Бронксе.

После кратковременного обучения в Европе, Дассен начал театральную карьеру в нью-йоркской труппе "АРТЕФ" (рабочее театральное объединение) в 1934 году, когда театр въехал в собственное здание на Бродвее. Эта новаторская труппа была создана режиссёром Бенно Шнайдером - воспитанником вахтанговской театральной студии "Габима" - в МХАТовских традициях и находилась под сильным влиянием советского авангардизма середины 20-х годов. С 1936 года Дассен уже в основном актёрском составе.

Одновременно зарабатывал на жизнь сочинением сценариев для популярного в те годы радиочаса Кейт Смит и постановкой одноактных комедий.

После распада труппы "АРТЕФ" в 1940 году Дассен впервые выступил в роли режиссёра, поставив шоу на Бродвее. Вскоре он начал работать в Голливуде, подписал семилетний контракт с компанией Метро-Голдвин-Майер (MGM) и уже в следующем году дебютировал короткометражной экранизацией рассказа Эдгара По "Сердце-обличитель".

На протяжении 1940-х годов Дассен снял ряд полнометражных лент, но в 1947 году, остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с MGM и вернулся в Нью-Йорк. Здесь он начал сотрудничать с независимыми кинокомпаниями и один за другим снял четыре культовых детективных фильма в стиле нуар с оттенком эстетики неореализма, принесших ему известность и кассовый успех - "Грубая сила" (1947); "Обнажённый город" (1948); "Воровское шоссе" (1949); "Ночь и город" (1950).

В 1953 году был вынужден переехать вместе со всей семьёй (женой, дочерьми Джули и Рики, сыном Джозефом) в Париж. После пяти лет мытарств и безуспешных попыток вернуться в кино во Франции и Италии, Дассену всё же удалось получить новый контракт и продолжить кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США - "Рифифи" (1955); "Только не в воскресенье" (1959); "Федра" (1961); "Кинжал Топкапи" (1964).

Большинство из этих фильмов, в первую очередь "Ночь и город", "Рифифи" (приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах, 1955) и "Кинжал Топкапи", стали классикой жанра нуар. Франсуа Трюффо назвал "Рифифи" лучшим фильмом жанра.

Жюль Дассен был продюсером и автором сценария в большинстве своих картин, а также снялся в некоторых из них.

С 1980 года Дассен сконцентрировался главным образом на театральных постановках в Афинах.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑