110 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста, актёра Николаса Рэя
7 августа 2021 года исполнится 110 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста, актёра Николаса Рэя (настоящие имя и фамилия Реймонд Николас Кинцле) (1911 - 1979).
Родился в городе Ла Гросс, Висконсин, в семье эмигрантов из Норвегии. Учился в университете Висконсина, изучал архитектуру под руководством самого Ф. Л. Райта. В качестве актёра и режиссёра участвовал в постановках передвижных театров.
С 1932 был связан с нью-йоркским "Груп-театр", где принимал участие в постановках Элиа Казана. Позднее работал под руководством Дж. Хаусмана в театре "Феникс". В годы Второй мировой войны - автор и режиссёр агитационных радиопрограмм по заказу отдела военной информации. В 1944 году - ассистент режиссёра на фильме Элиа Казана "Дерево растёт в Бруклине".
В 1946 году Рэй поставил свою первую и единственную постановку на Бродвее - мюзикл "Праздник нищего" Дюка Эллингтона.
В 1947 году он снял свой первый фильм "Ночные воры", переименованный в 1949 году в "Они живут по ночам". Это экранизация романа Эдварда Андерсона "Воры как мы". Картина была положена на два года на полку и вышла только в 1949 году. Хотя лента первоначально прошла практически незамеченной, со временем она приобрела статус классического образца нуара.
В 1949 году на экраны вышел фильм "Женский секрет", мелодрама Николаса Рэя. Это был первый фильм знаменитого режиссёра, который вышел на экраны. Фильм поставлен по роману Викки Баум и рассказывает о звезде эстрады Мэриэн Уошбёрн (Морин О’Хара), которая, потеряв голос, стала наставницей начинающей талантливой певицы Сьюзен Колдвелл (Глория Грэм).
В 1949 году Рэй снял фильм "Стучись в любую дверь" по одноимённой повести Уилларда Мотли с Хамфри Богартом в главной роли. В этом фильме впервые прозвучала фраза "Живи быстро, умри молодым", ставшая впоследствии неофициальным лозунгом части представителей хиппи, рок-н-ролл и панк-субкультуры.
В 1950 году вышли две картины "В укромном месте" по одноимённому роману Дороти Хьюз с Хамфри Богартом и "Рождённая быть плохой" по роману Энн Пэрриш "Все на коленях" с Джоан Фонтэйн, Робертом Райаном и Закари Скоттом в главных ролях.
Самым продуктивным и успешным периодом Рэя были 1950-е годы: "Летающие морпехи" (1951), "На опасной земле" (1952), "Макао" (1952), "Необузданные" (1952).
В середине пятидесятых он снял два фильма, по которым его запомнили больше всего: "Джонни Гитара" (1954) и "Бунтарь без причины" (1955). Первый был "фрейдистским" вестерном с Джоан Кроуфорд и Мерседес МакКембридж в ролях, которые обычно играют мужчины. В высшей степени эксцентричный в свое время, он был очень любим французскими критиками. В 1955 году Рэй снял "Бунтарь без причины" (номинация на "Оскар" за лучший сценарий) с Джеймсом Дином в самой известной его роли. Когда "Бунтарь" был выпущен вскоре после ранней смерти Дина в автомобильной катастрофе, он оказал революционное влияние на кинопроизводство и молодежную культуру, фактически породив современную концепцию американского подростка. "Бунтарь без причины" был самым большим коммерческим успехом Рэя и ознаменовал прорыв в карьере актеров Натали Вуд и Сэл Минео.
В 1956 году Рэй поставил мелодраму "Больше чем жизнь" с участием Джеймса Мейсона в роли школьного учителя. В 1957 году он поставил "Подлинная историю Джесси Джеймса" с Робертом Вагнером в главной роли.
С начала 1960-х годов Рэй всё больше отдалялся от Голливуда. Он продолжал работать, но ни один из его поздних фильмов не привлёк внимания. Благодаря Деннису Хопперу, в 1971 году Рэй начал преподавать в колледже искусств и наук при Бингемтонском университете, где вместе со своими студентами снял экспериментальный автобиографический фильм "Мы не можем снова пойти домой".
Благодаря заботам старых друзей, Рэй преподавал в Институте Ли Страсберга и Нью-Йоркском университете, где его студентом был Джим Джармуш, позже подружившийся с Рэем и ставший его ассистентом. Незадолго до смерти, в сотрудничестве с Вимом Вендерсом, работал над документальным фильмом "Молния над водой".