110 лет со дня рождения американского композитора, философа, поэта, музыковеда, художника Джона Милтона Кейджа
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения американского композитора, философа, поэта, музыковеда, художника Джона Милтона Кейджа


5 сентября 2022 года исполняется 110 лет со дня рождения американского композитора, философа, поэта, музыковеда, художника Джона Милтона Кейджа (1912 - 1992).

Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов XX века.

Родился 5 сентября 1912 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Его отец Джон Милтон Кейдж (1886-1964) был изобретателем. Его мать Лукреция Харви (1885-1969) работала журналистом для газеты "Los Angeles Times".

Первые уроки музыки Кейдж получил у частных учителей в Лос-Анджелесе и некоторых родственников, из которых выделяется его тётя - Фиби Харви. Она познакомила композитора с фортепианной музыкой XIX века. Он начал заниматься игрой на фортепиано, будучи в четвёртом классе школы, но, хотя ему нравилась музыка, он проявлял больше интереса к чтению. К 1928 году Кейдж был убежден, что он хочет стать писателем. В том году он окончил среднюю школу Лос-Анджелеса и поступил в Pomona College в Клермонте. Однако в 1930 году он покинул его, полагая, что "колледж был бесполезен писателю".

Кейдж убедил родителей, что поездка в Европу будет более выгодной для будущего писателя, нежели обучение в колледже. Впоследствии он автостопом приехал в Галвестон и затем морем прибыл в Гавр, где сел на поезд, отправлявшийся в Париж. Кейдж оставался в Европе примерно 18 месяцев, пробуя себя в различных видах искусства. Сначала он изучил готическую и греческую архитектуру, но решил, что архитектура не настолько интересна, чтобы посвятить ей всю жизнь. Тогда он начал заниматься живописью, поэзией и музыкой. Именно в Европе он впервые услышал музыку современных композиторов (Игорь Стравинский и Пауль Хиндемит) и наконец узнал музыку Иоганна Себастьяна Баха, с которой не был знаком прежде.

После нескольких месяцев в Париже Кейдж прочитал "Листья травы" Уолта Уитмана, что побудило его к скорейшему возврату в Америку, но родители, с которыми он регулярно обменивался письмами на протяжении всей поездки, убедили его остаться в Европе ещё на некоторое время и познакомиться с ней поближе. Кейдж посетил различные места во Франции, Германии и Испании, побывал на Капри и, что очень важно - на Майорке, где он начал сочинять. Свои первые произведения Кейдж создал, используя сложные математические формулы. Связь Кейджа с театром также началась в Европе: во время прогулки по Севилье он заметил, по его собственным словам, "разнообразие одновременных видимых и слышимых событий, движущихся вместе в общем потоке и доставляющих удовольствие".

Кейдж возвратился в Соединенные Штаты в 1931 году. Он поехал в Санта-Монику, где зарабатывал на жизнь, читая частным образом небольшие лекции по современному искусству. Он познакомился с различными важными деятелями искусства Южной Калифорнии, например, с пианистом Ричардом Бахлигом, который стал его первым учителем. К 1933 году Кейдж решил окончательно оставить живопись и сосредоточить силы на музыке.

Некоторое время, в 1934-1935 годах, когда Кейдж учился у Арнольда Шёнберга, он работал в магазине прикладного искусства его матери, где он встретил художницу Ксению Андреевну Кашеварову. Она была уроженкой Аляски, дочерью российского священника; её работа охватывала прекрасные переплёты книг, скульптуру и коллаж. Джон Кейдж и Ксения Кашеварова сыграли свадьбу в пустыне, в городке Юма (Аризона) 7 июня 1935 года.

Кейдж известен прежде всего трёхчастной композицией "4′33" 1952 года, во время исполнения которой не играется ни один звук. Содержание композиции заключается в том, чтобы воспринять звуки окружающей среды, слышимые во время исполнения, как музыку, а не просто как четыре минуты и тридцать три секунды тишины. Эта композиция стала одним из самых спорных произведений двадцатого века. Другое известное изобретение Кейджа - подготовленное фортепиано (между струн фортепиано помещаются различные предметы - бумага, монетки, скрепки и т. д. - что приводит к изменению звучания инструмента), для которого он написал многочисленные произведения, в том числе некоторые концертные пьесы, самыми известными из которых являются Сонаты и Интерлюдии (1946-1948).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑