110 лет со дня рождения американской актрисы и телеведущей Фрэнсис Фармер
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения американской актрисы и телеведущей Фрэнсис Фармер


19 сентября 2023 года исполнится 110 лет со дня рождения американской актрисы и телеведущей Фрэнсис Фармер (1913 - 1970).

Она стала известна из-за своей скандальной и трагической судьбы. Нашумевшими стали несколько принудительных госпитализаций актрисы в психиатрическую клинику. О жизни Фрэнсис Фармер снято два фильма, выпущена одна телепрограмма, написано несколько книг, а также ей посвящено множество песен и газетных статей.

Фрэнсис Фармер родилась 19 сентября 1913 году в Вашингтоне в семье диетолога и юриста. Ее детство было непростым - Фрэнсис была младшей из четырех детей в семье и тяжелее всех переживала конфликты родителей, которые то расставались, разъезжаясь по разным городам Америки, то вновь сходились, меняя очередную локацию. Осенью 1929 года, когда Фрэнсис исполнилось шестнадцать лет, её родители расстались окончательно и её мать переехала в коттедж в Бремертоне, штат Вашингтон.

Еще в школе Фармер неоднократно удостаивалась многочисленных наград и призов за сочинения и очерки, написанные под влиянием трудов таких философов, как Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.

В середине 1930-х годов, будучи ещё студенткой драматического отделения Вашингтонского университета, Фармер неоднократно принимала участие в различных студенческих театральных постановках, среди которых "Елена Троянская", "Обыватель" и "Дядя Ваня". В 1935 году она вновь привлекла к себе внимание, выиграв студенческий конкурс в газете "The Voice of Action". Призом стала поездка в Советский Союз. Несмотря на протесты матери, Фармер всё же отправилась в поездку с желанием посетить МХАТ. После этого Фармер неоднократно подвергалась нападкам и обвинениям в симпатии к коммунизму и атеизму. В том же году она окончила университет со степенью в области журналистики и драмы.

Летом 1935 года, после возвращения из СССР, Фрэнсис решила серьёзно заняться актёрской карьерой и для этого перебралась в Нью-Йорк. Там она познакомилась с агентом из "Paramount Pictures", который вскоре устроил ей пробы на студии. Фармер удачно показала себя на пробах, и ей был предложен семилетний контракт, подписав который Фармер отправилась в Голливуд. Её кинодебют состоялся в 1936 году в картине "Слишком много родителей", на съёмках которой она познакомилась со своим будущим мужем актёром Лейфом Эриксоном, за которого в том же году вышла замуж.

К концу 1936 года на экраны вышел фильм "Ритм на кручах", в котором Фармер снималась вместе с Бингом Кросби, а также фильм "Приди и владей", в который Фармер попала благодаря продюсеру Сэмюэлю Голдвину. Все эти киноработы принесли начинающей актрисе большую популярность и публика приняла её как новую кинозвезду.

Несмотря на это, Фармер не была полностью удовлетворена своей карьерой. Ей казалось, что студия "Paramount Pictures" специально навязывает ей свои роли и всегда отказывает ей в собственном выборе, пытаясь подавить её становление как успешной кинозвезды. На всё это Фрэнсис реагировала очень бурно, часто вступала в конфликты с продюсерами, пытаясь отстоять свою точку зрения. Она отказывалась посещать голливудские вечеринки и почти не контактировала с другими звёздами.

В 1937 году, надеясь повысить свою репутацию в качестве серьёзной актрисы, она покинула Голливуд и отправилась на восточный берег с целью принять участие в летних театральных постановках. Там Фрэнсис привлекла к себе внимание режиссёра Гарольда Клурмана и драматурга Клиффорда Одетса, которые пригласили её в местную театральную труппу, где Фармер вскоре появилась в постановке "Золотой мальчик". Её игра сначала совершенно не впечатлила публику, а журнал "Time" и вовсе заявил, что эта роль не для неё. Несмотря на это постановка стала крупным театральным хитом, а после начала турне в 1938 году, критики от Вашингтона до Чикаго давали восторженные отзывы.

За время сотрудничества Фрэнсис Фармер и Клиффорда Одетса у них начался роман, несмотря на то, что Одетс был женат на Луизе Райнер, и у Фармер был муж. После того как они расстались, а театральная труппа выбрала другую актрису для выступлений в Лондоне, Фармер решила, что её предали, а всё предыдущее время просто использовали, чтобы сделать постановку успешной. Фармер вновь вернулась в Голливуд на "Paramount Pictures", где по контракту в течение трёх месяцев каждого года должна была сниматься в кино. В остальное время, свободное от киносъёмок, она продолжала периодически играть в театре, но последующие её два появления на Бродвее не имели большого успеха.

Начиная с 1939 года, из-за её капризного поведения на работе и участившегося алкоголизма, её репутация стала сильно падать. Фармер всё же по-прежнему часто предлагали хорошие роли, но когда дело доходило до съёмок, и актриса проявляла свой нетерпимый характер, продюсеры отказывались от неё. Фрэнсис перестала появляться в главных ролях, а в 1942 году "Paramount Pictures" и вовсе разорвал с ней контракт. Вдобавок ко всему в том же году распался её брак с Лейфом Эриксоном.

19 октября 1942 года полиция Санта-Моники задержала Фрэнсис Фармер за езду в нетрезвом виде, а также за последовавшее оскорбление правоохранительных органов. Она была на сутки взята под арест, а затем приговорена к штрафу в $500 долларов и тюремному заключению на 180 дней. Фармер тут же заплатила $250 долларов и была условно освобождена. К январю 1943 года Фрэнсис так и не заплатила оставшуюся часть штрафа, а вдобавок на неё поступила жалоба от парикмахера киностудии, согласно которой актриса выбила ему челюсть. Эти действия привели к тому, что Фармер вновь оказалась под арестом. Во время судебного слушания на следующее утро после ареста она обвинила полицию в нарушении её гражданских прав, запустила в судью чернильницу и потребовала адвоката. Её немедленно приговорили к тюремному заключению на 180 дней и под крики и нападки на полицейских вынесли из зала. Это всё не прошло незамеченным и стало главной новостью в прессе. В тюрьме Фармер пробыла недолго и вскоре, благодаря её свояченице, работавшей депутатом в местном округе, была переведена в Центральный госпиталь Лос-Анджелеса, где у неё диагностировали маниакально-депрессивный психоз.

Во время её обследования в частной психиатрической лечебнице Кимбол в Сан-Фернандо, Фармер был поставлен диагноз шизофрения и применена шоковая инсулиновая терапия, на что её семья не давала согласия. Спустя девять месяцев, проведённых в лечебнице, Фрэнсис удалось оттуда сбежать и, преодолев путь в 32 км, она добралась до дома своей сестры. После того как мать Фрэнсис узнала о применённых к дочери процедурах, она приехала в Лос-Анджелес и начала долгую юридическую борьбу с целью получить полное опекунство над ней. Хотя психиатры настаивали на продолжении лечения, Лиллиан Фармер удалось выиграть в этом деле, и в сентябре 1943 года она с дочерью вернулась в Сиэтл.

Но это не стало выходом из ситуации, и в течение шести месяцев, проведённых в родительском доме, Фармер постоянно проявляла агрессию в отношении матери, и ей пришлось вновь поместить дочь в государственный госпиталь Вестерн Стейт в штате Вашингтон. Там к Фрэнсис применялась электросудорожная терапия, и по истечении трёх месяцев она была признана полностью вылечившейся. Спустя некоторое время Фармер отправилась с отцом в город Рино в штате Невада, чтобы повидаться с тётей. Но во время этой поездки сбежала и, после длительных путешествий на попутках, была арестована за бродяжничество в калифорнийском городе Антиок.

В мае 1945 года по рекомендации матери Фрэнсис снова отправили в клинику, где она провела последующие пять лет. Последний врач-психиатр, лечивший Фрэнсис - Уолтер Фримен, проводивший свои опыты в лечебнице, где находилась актриса. Хирург провел трансорбитальную лоботомию, воздействуя на участок мозга, контролирующий волю и эмоции человека, после чего сознание актрисы совершенно изменилось.

В марте 1950 года Фармер покинула клинику и под опекой матери вернулась в Сиэтл. Там она устроилась в прачечную в отеле "Олимпик", в том же месте, где в 1936 году её чествовали на мировой премьере фильма "Приди и владей". В 1951 году снята с учёта в госпитале Вестерн Стейт, о чём узнала только два года спустя. После этого Фрэнсис Фармер через суд отменила опекунство и была восстановлена в своих гражданских правах.

В 1951 году актриса вышла замуж за Альфреда Х. Лобли и переехала в калифорнийский город Эврика, где в течение трёх лет анонимно жила и работала секретарём на фотостудии. В 1957 году она познакомилась с телевизионным промоутером Леандом С. Майкселлом, вместе с которым вскоре уехала в Сан-Франциско. Там она вновь подогрела к себе интерес публики и спустя год вернулась на театральную сцену. В 1958 году она развелась с Лобли и вышла замуж за Майкселла. В том же году Фармер появилась в эпизодах нескольких телесериалов, в том числе в "Студии один" и "Театре 90", и исполнила свою последнюю роль в кино, снявшись в картине студии "Paramount Pictures" "Кайфолом".

В 1958 году на телевидении стартовало её собственное шоу "Фрэнсис Фармер представляет", которое имело большой успех и долгое время сохраняло одну из первых позиций на телеэкранах. Тем не менее, к 1964 году, после развода с Майкселлом, её поведение вновь стало неуправляемым, и её шоу было закрыто, завершив тем самым её карьеру на телевидении. Фармер опять вернулась в театр, но год спустя, после очередного ареста за езду в нетрезвом виде, навсегда завершила актёрскую карьеру. После этого она пыталась дважды начать собственный бизнес вместе с подругой Джин Рэтклифф, но из-за проблем с законом лицензию так и не получила.

Актриса умерла 1 августа 1970 года в Индианаполисе в возрасте 56 лет.

В опубликованной посмертно автобиографии Фрэнсис Фармер "Наступит ли когда-нибудь утро?" были описаны насилие и жестокое обращение с актрисой во время её пребывания в психиатрической больнице.

Публикацию книги "Наступит ли когда-нибудь утро?" организовала близкая подруга и соседка актрисы Джин Рэтклифф.

В 1982 году на экраны вышел фильм "Фрэнсис", повествующий о трагической судьбе актрисы. Главную роль в нём исполнила Джессика Лэнг, а Ким Стэнли сыграла в картине её мать. Обе актрисы были номинированы на премию "Оскар": Джессика Лэнг за "Лучшую женскую роль", а Ким Стэнли за "Лучшую женскую роль второго плана".

В 1983 году вышел телевизионный фильм "Наступит ли когда-нибудь утро?", основанный на автобиографии актрисы. Главную роль сыграла Сьюзан Блэйкли, а Ли Грант изобразила в этом фильме мать Фрэнсис Фармер. В своём обзоре для "The New York Times" кинокритик Джон О’Коннор отметил, что телевизионная версия намного ближе к фактам жизни актрисы, нежели художественный фильм "Фрэнсис".

Рок-музыкант Курт Кобейн был очарован жизнью Фармер еще со школы, когда он впервые прочитал ее неоднозначную биографию 1978 года. Ей посвящена написанная в 1992 году песня "Farmer Will Have Her Revenge on Seattle" (Френсис Фармер отомстит Сиэтлу) и выпущенная на альбоме "In Utero" в сентябре 1993 года. Курт Кобейн назвал свою дочь в честь актрисы, а культовая французская исполнительница Милен Фармер взяла фамилию Фрэнсис в качестве псевдонима, таким образом почтив память кинозвезды.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑