115 лет со дня рождения американского драматурга и сценариста Клиффорда Одетса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

115 лет со дня рождения американского драматурга и сценариста Клиффорда Одетса


18 июля 2021 года - 115 лет со дня рождения американского драматурга, сценариста, актёра и режиссёра Клиффорда Одетса (1906 - 1963).

Родился 18 июля 1906 года в семье иммигрантов-евреев, вырос в Бронксе.

Бросив в 14 лет школу, начинает актерскую карьеру, ездит по стране с концертами, работает на радио.

В 1931 году вместе с Ли Страсбергом стоял у истоков труппы "Group Theatre", которая пропагандировала в США систему Станиславского. Это центр, вокруг которого группируются актеры, режиссеры, писатели, стремящиеся к утверждению социальной драматургии. Активно участвует в осуществлении программ этого влиятельного театрального объединения.

Первая пьеса Одетса, написанная для этой труппы - "В ожидании Лефти" (1935). Ее герои - водители такси, собравшиеся, чтобы решить в ожидании профсоюзного лидера Лефти, следует ли объявлять забастовку, и их спор составляет основное действие, внутрь которого автор помещает шесть эпизодов из жизни этих людей, складывающихся в панораму социальной жизни Америки. В финале пьесы участники собрания получают известие, что Лефти убит по дороге.

Более традиционной и самой успешной стала следующая пьеса Одетса - "Проснись и пой!" (1935), которая до сих пор идёт на Бродвее. В ней чувствуется сильное влияние чеховской поэтики. Острая социальная проблематика сочетается здесь с тонким психологическим анализом характеров, с вниманием к внутреннему миру героев - членов небогатой еврейской семьи Бергеров. Часть из них уже отравлена идеей успеха, "американской мечтой" в ее мещанском варианте и готова принести в жертву деловой карьере счастье; другие - мечтатели, идеалисты, неудачники - сохраняют нравственную чистоту и грезят о будущей революции.

К 30 годам он прочно утвердился в своей карьере, получил прозвище “Бернард Шоу из Бронкса” и был поистине любимцем своего времени.

В конце 1930-х гг. тема великой депрессии, которую разрабатывал драматург, перестала интересовать театры Бродвея. Одетс перебрался с восточного побережья в Голливуд в надежде сделать карьеру сценариста. Приспособиться к голливудскому конвейеру удалось не сразу; этот эпизод его биографии лёг к основу фильма "Бартон Финк".

Прямую связь с мотивами "Проснись и пой" обнаруживает пьеса Одетса "Утраченный рай" (1935), снова рассказывающая о конфликте идеала с реальной жизнью.

Пьеса "Золотой мальчик" была первоначально поставлена на Бродвее в 1937 году и превратилась в фильм, который снял в 1952 году Джон Гарфилд с Уильямом Холденом и Барбарой Стэнвик в главных ролях. Герой драмы - молодой одаренный музыкант и боксер Джо Бонапарт - поставлен перед выбором: с одной стороны, его манит бокс, сулящий быстрое обогащение, а с другой - музыка, т.е. жизнь творческая, обещающая гармонию, духовную общность с людьми. Соблазненный легким успехом, Джо Бонапарт становится боксером, теряет человеческий облик, деградирует и наконец становится невольным убийцей.

В конце "красного десятилетия" Одетс, создатель социальных драм, автор одной из первых в американской литературе антифашистских пьес "До моего смертного часа" (1935), вступает, как и многие его современники, в полосу идейного кризиса.

В конце 1930-х гг. тема великой депрессии, которую разрабатывал драматург, перестала интересовать театры Бродвея. Одетс перебрался с восточного побережья в Голливуд в надежде сделать карьеру сценариста. Приспособиться к голливудскому конвейеру удалось не сразу; этот эпизод его биографии лёг к основу фильма Итана и Джоэла Коэн "Бартон Финк" (1991).

Одетс много работает для Голливуда, пишет лирические, камерные пьесы о любви - "Ракета на Луну" (1939), "Ночная музыка" (1940), "Деревенская девушка" (1950). Его позднее творчество резко полемично по отношению к социальной драме: тема бунта уступает место теме одиночества, исторический оптимизм - скепсису. Однако ни в камерных пьесах, ни в вариации на темы библейского мифа "Цветущий персик" (1954) Одетсу не удалось найти достаточно убедительной художественной альтернативы своим ранним произведениям, и поэтому в историю американской литературы он по-прежнему входит как автор социально-критических драм 30-х гг.

Одетс коллекционировал произведения искусства, особенно работы Клее. Был страстно увлечен музыкой. Он любил Моцарта, Шуберта и Бетховена. Подружился с композиторами Аароном Коплендом и Хансом Эйслером, с которым сотрудничал в ряде проектов.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑