115 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и кинопродюсера Джозефа Манкевича
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

115 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и кинопродюсера Джозефа Манкевича


11 февраля 2024 года исполнится 115 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и кинопродюсера Джозефа Манкевича (1909 - 1993).

Этого человека называли "боевым слоном" Голливуда.

Джозеф Лео Манкевич родился 11 февраля 1909 года в штате Пенсильвания. С детства Джо всерьез увлёкся чтением и после школы поступил на отделение английского языка и литературы Колумбийского университета. Первым местом работы Манкевича стал пост младшего корреспондента газеты "Чикаго трибюн" в Берлине. Жизнь в Германии была дорогой, и он подрабатывал переводами титров немецких немых фильмов для американского проката.

Когда Джозеф вернулся в Америку, старший брат Герман привёл его в Голливуд. Герман Манкевич в то время еще не написал сценарий знаменитого фильма Орсона Уэллса "Гражданин Кейн", но уже был известным сценаристом. По рекомендации Германа студия "Парамаунт" в 1929 году предложила Джозефу Манкевичу контракт на 60 долларов в неделю. На "фабрике грёз" журналист и литератор нашёл свое призвание. За пять лет он написал более 20 сценариев и диалогов к фильмам. Один из них - "Скиппи", о дружбе мальчика и собаки, - был удостоен номинации на "Оскар" 1931 года.

В 1936 году Луис Майер переманил Манкевича на студию "Метро Голдвин Майер". 27-летний Джозеф стал одним из самых молодых продюсеров Голливуда. Он работал на таких картинах, как "Ярость" Фрица Ланга, "Три товарища" Фрэнка Борзеджа и "Филадельфийская история" Джорджа Кьюкора, за которую Манкевич вновь номинировался на "Оскар". Он быстро стал профессионалом "продюсерского дела" и желающие работать с ним выстраивались в очередь. Так, после "Филадельфийской истории" Кэтрин Хэпберн, получив приглашение в картину Джорджа Стивенса "Женщина года", настояла, чтобы продюсером картины стал именно Манкевич.

Джозеф Манкиевич, обладавший абсолютным литературным вкусом, не всегда был доволен тем, что получалось на экране. "Когда я видел, что снимают по моим сценариям, у меня начинались желудочные колики, я чувствовал тягу к режиссуре"- вспоминал он. И вскоре случай предоставился: в 1946 году компания "ХХ век Фокс" доверила ему режиссерское кресло заболевшего Эрнста Любича на картине "Замок дракона". Эта готическая мелодрама стала успешным режиссерским дебютом Джозефа Манкевича. За ней последовали удачные лёгкие комедии "Призрак и миссис Мьюир", "Покойный Джордж Эпли". А картина "Письмо к трём жёнам" стала его первой большой победой. Манкевич получил за эту работу два "Оскара" - за сценарий и режиссуру.

Но настоящую известность Джозефу Манкевичу принесла картина "Всё о Еве" с Бетт Дэвис и Мэрилин Монро. История немолодой актрисы на закате карьеры имела бешеный успех, а её автор получил специальный приз Каннского кинофестиваля и еще два "Оскара" 1950 года. Эта картина выдвинула Манкевича в число ведущих американских режиссеров, а в Голливуде за ним закрепилась репутация "самого литературного режиссера". Настоящим "коньком" Манкевича были остроумные диалоги и умение правильно выбирать актёров.

Однако критики ставили ему в вину некоторую театральность его картин и отсутствие динамики на экране. Ответом на критику стала одна из самых динамичных работ Манкевича - шпионский триллер "Пять пальцев". Сам режиссер больше всего из своих работ ценил фильм "Юлий Цезарь" с Джоном Гилгудом, Джеймсом Мэйсоном и Марлоном Брандо. Эта картина до сих пор считается одной из лучших адаптаций Шекспира на экране.

А фильм "Босоногая графиня" со звездами Голливуда Хэмфри Богартом и Авой Гарднер принес Манкевичу ещё одну номинацию на "Оскар" за лучший сценарий.

Последующие ленты были менее удачными. Откровенно слабыми признала критика экранизацию его любимого романа "Тихий американец" Грэма Грина и картину "Внезапно прошлым летом" по Теннесси Уильямсу. В конце 1950-х годов Манкевич решил взять тайм-аут, уехал в Нью-Йорк и три года не снимал.

Но еще один удар ждал Манкевича в 1963 году, после выхода на экран исторического суперколосса "Клеопатра". В картину были приглашены звезды Элизабет Тейлор, Ричард Бартон и Рекс Харрисон. Одной только Тейлор студия "ХХ век Фокс" пообещала заплатить невиданные деньги - один миллион долларов, чтобы она отказалась от других предложений. Режиссер Рубен Мамулян начал снимать картину ещё в 1961 году. Однако отснятый материал не понравился руководству студии, и Мамуляна отстранили от съемок. Для спасения проекта и был вызван Джозеф Манкевич. Он срочно вылетел в Рим и как позже вспоминал, "начинал снимать в истерике, а заканчивал в полной панике". Работе мешали "разборки" в руководстве компании и бесконечные ссоры Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона прямо на съемочной площадке.

В конце концов картина обошлась в 40 миллионов долларов, что по сегодняшним меркам c поправкой на инфляцию превосходит бюджет "Титаника". Только на пиццу и минеральную воду для многотысячной массовки ушло несколько сотен тысяч долларов. "Клеопатра" вошла в историю как самая дорогостоящая авантюра Голливуда. Даже Манкевич не смог спасти картину - в прокате ее ждал кассовый провал. В этом не было вины режиссера, просто заканчивалась целая страница американского кино - эра костюмных суперколоссов. Манкевич пережил страшное потрясение и целых четыре года не выходил на съемочную площадку. Он с грустью констатировал: "Кино не имеет никакого отношения к человечеству, оно лишь фиксирует физическое разрушение".

В конце 1960-х годов Манкевич вернулся в кино, снял еще четыре картины и достойно закончил свою режиссерскую карьеру психологическим триллером "Сыщик" с начинающим Майклом Кейном. Этот фильм принес Манкевичу в 1972 году номинацию на "Оскар" за режиссуру.

Когда Манкевич совсем отошёл от дел, киномир его не забыл. Гильдия американских режиссеров наградила 77-летнего ветерана специальной премией за вклад в искусство, а Венецианский кинофестиваль вручил ему почетного "Золотого льва".

Умер он в 1993 году, не дожив неделю до своего 84-летия. Но династия Манкевичей в Голливуде не прервалась: его сын Том Манкевич - автор сценария знаменитого фильма "Супермен" и фильмов "бондианы" - "Бриллианты навсегда" и "Живи и дай умереть", а другой сын, Кристофер Манкевич - продюсер боевиков "Стиратель" и "Красная жара" со Шварценеггером.

Джозеф Манкевич работал на семидесяти картинах и отдал киноиндустрии почти полвека. Майкл Кейн, сыгравший в его последнем фильме, сказал о нем: "Это был самый интеллигентный человек, с каким я встречался в мире кино".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑