115 лет со дня рождения французского драматурга, сценариста, режиссера Жана Ануя
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

115 лет со дня рождения французского драматурга, сценариста, режиссера Жана Ануя


23 июня 2025 года исполнилось 115 лет со дня рождения французского драматурга, сценариста, режиссера Жана Ануя (1910 - 1987).

Родился 23 июня 1910 года в Бордо в семье портного и скрипачки. В 15 лет приехал в Париж, где окончил школу и поступил на юридический факультет в Сорбонну. Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино. Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 лет попробовал себя в "полнометражной" драматургии.

Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго - страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920-х годов Ануй поступил на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве.

В 1932 году он написал свою первую пьесу - "Горностай". Далее, вплоть до 1960 года, он писал в среднем по одной пьесе в год.

Первые драмы Ануя были построены на моральном конфликте благородного героя с ложью и жестокостью, носили камерный характер.

Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы "Путешественник без багажа". Затем последовали пьесы "Дикарка" (1938) и "Бал воров" (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Ануя.

В 1940 году Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. При таком приеме зрительский интерес держится не на происходящих событиях, а на круге непривычных идей, возникающих на основе знакомого сюжета. Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений. И Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.

Первыми такими пьесами стали "Эвридика" (1941) и "Антигона" (1942). Позже были написаны "Ромео и Джульетта" (1946), "Медея" (1948), "Жаворонок" (1953). Последняя из них - о Жанне Д"Арк - многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Ануй делил свои пьесы на несколько циклов: "черные пьесы" (трагедии "Медея", "Антигона" и др.); "розовые пьесы" (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом - "Ужин в Санлисе", "Приглашение в замок" и др.); "костюмированные пьесы" ("Жаворонок", "Беккет, или Честь Божья" и др.); "колючие пьесы" (сатирические комедии "Орнифль, или Сквозной ветерок", "Подвал" и др.).

Перу Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов ("Месье Винсент", 1947; "Маленький Мольер", 1959; и др.).

К концу 1950-х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снизился. На смену ему стали приходить новые кумиры, огромную популярность получил родившийся во Франции "театр абсурда", где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами. Строгая интеллектуальная логика Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Жана Кокто или Жана Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Ионеско. Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий - разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона. Уже в пьесе "Орнифль, или Сквозной ветерок" (1955) возникла новая, важная для драматурга тема: блестящий писатель в окружении злобных и бездарных критиков.

В 1970-1980 годах он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники "Барочные пьесы" (1974) и "Сокровенные пьесы" (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов. В поздних - наименее значительных - произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.

Скончался Жан Ануй 3 октября 1987 года в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑