115 лет со дня рождения итальянского писателя, журналиста Альберто Моравиа
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

115 лет со дня рождения итальянского писателя, журналиста Альберто Моравиа


28 ноября 2022 исполняется 115 лет со дня рождения итальянского писателя, журналиста Альберто Моравиа (1907 - 1990).

Родился 28 ноября 1907 года в Риме в семье архитектора. Получить образование, традиционное для ребенка из обеспеченной семьи, ему не удалось. В девять лет он заболел костным туберкулезом и провел в больницах и санаториях все детские годы. В период болезни Альберто много читает, особенно его привлекают классики семнадцатого и восемнадцатого веков (Гольдони, Шекспир, Мольер и др.). Вернулся к активной жизни, когда ему было уже 17 лет. Это сыграло большую роль в его творческом становлении, т.к. культуру он приобрел путем самообразования. После выписки живёт в маленьком городке Брессаноне, в котором и начинает работу над своим первым романом "Равнодушные", который увидит свет лишь в 1929 году и будет иметь большой успех.

На последующие романы и повести влияет творчество Пруста, Кафки. Переплетение модернистских и реалистических тенденций в творчестве Моравиа на протяжении 30-х годов.

К середине 30-х годов в творчестве Моравиа усиливается пессимизм, неверие в возможности человека. В этот период появляется цикл философско-сатирических рассказов, позже вошедших в сборник "Эпидемия". Здесь проявляются элементы социальной сатиры. Автор прибегает к аллегории, чтобы осудить фашистскую идеологию. В рассказе "Эпидемия" символом фашизма является странная болезнь, которая выражается в отвратительном запахе, исходящим из головы заболевшего. Спустя 100 лет после начала эпидемии, вся нация лишилась органов обоняния. И никакого спасения от фашистского зловония автор не видит. Из-за своих "антифашистских памфлетов" Моравиа преимущественно жил во Франции, опасаясь репрессий.

В 1940 году он написал сатирический роман "Маскарад", в котором ясно видна сатира на антифашистскую диктатуру и где в форме гротеска изобразил Муссолини.

Главным в литературе Моравиа всегда был человек, хотя, изображая реальную личность, нередко прибегал к абстракции, даже абсурду.

В послевоенные годы его литературное творчество переживает расцвет. После выхода романа "Римлянка" (1947) выходят повести "Неподчинение" (1948), "Супружеская любовь и другие рассказы" (1949) и роман "Конформист" (1951). Книги Моравиа переводят за рубежом, на основе его произведений снимают фильмы.

В 1952 году за сборник "Рассказы" ему была присуждена самая престижная литературная премия Италии "La Strega", хотя Ватикан включает все его произведения в "Индекс запрещенных книг". Годом позже Моравиа становится одним из основателей журнала "Новые аргументы", на страницах которого будут публиковаться Жан-Поль Сартр, Элио Витторини, Итало Кальвино и др.

В 1954 году выходят сборник "Римские рассказы" и роман "Презрение". В первой половине 50-х Моравиа пишет многочисленные предисловия к произведениям итальянских авторов, а в 1957 году начинает сотрудничать с журналом "Эспрессо", в котором будет вести рубрику о кино. В это же время писатель все больше интересуется театром и пишет пьесы "Маскарад" и "Беатриче Ченчи". В 1958 году, впервые посетив Советский Союз, выпускает эссе "Месяц в СССР".

После выхода в 1959 году сборника "Новые римские рассказы", а в 1960 году романа "Скука" (литературная премия Виареджо за 1961 год), литературная карьера писателя находится на вершине славы, а сам Моравиа признан ведущей фигурой литературных кругов Рима. Теперь его мнение считается одним из самых авторитетных в литературе.

В апреле 1962 года Моравиа расстается с Эльзой Моранте; его новой спутницей становится молодая писательница Дачия Мараини. В этом же году выходят эссе "Мысль об Индии" и первый из задуманных трех сборник рассказов "Робот". В 1967 году выйдет второй сборник "Вещь есть вещь", а в 1970 третий - "Рай". В 1963 году в сборнике "Человек как завершение и другие эссе" Моравиа объединяет очерки и эссе различной тематики, написанные с 1941 по начало 60-х годов. Вступив в полемику с неоавангардной "Группой 63", в 1965 году публикует свой экспериментальный "роман в романе" "Внимание".

В конце 60-х годов выходят из печати и ставятся на сцене пьесы Моравиа "Бог Курт" (1968) и "Жизнь есть игра" (1969). В 1971 году выходит отмеченный влиянием фрейдизма и ставший скандально известным роман "Я и он", а также критическое эссе "Поэзия и роман", а в 1972 году писатель отправляется в длительные поездки в Африку, результатом которых станет книга "Из какого ты племени?" (1972).

В 1973 году выходит его новый сборник рассказов "Другая жизнь", а в 1976 - еще один, под заглавием "М-да". В 1978 году опубликован его новый роман "Внутренняя жизнь", ставший итогом семилетнего труда.

В 1983 году выходит сборник рассказов "Вещь", посвящённый Кармен Ллера, новой спутнице жизни Моравиа, испанке, почти на 47 лет моложе писателя. Он женится на ней в 1986 году, вызвав множество слухов и скандалов.

Во второй половине 80-х годов выходят два тома его "Собрания сочинений", охватывающих соответственно периоды с 1927 по 1947 годы и с 1948 по 1968 годы.

В 1984 году он становится депутатом Европейского парламента, избранным как независимый кандидат от Итальянской коммунистической партии.

В 1990 году, вместе с журналистом Аленом Элканном, Моравиа пишет всемирно известную автобиографию, озаглавленную "Жизнь Моравиа".

Скончался в своей квартире в Риме 26 сентября 1990 года. Опубликованы посмертно сборники ранних рассказов "Ромильдо" (1993) и "Пропавшие рассказы" (2000).

Экранизации произведений Альберто Моравиа:

  • "Провинциалка" (1953, реж. Марио Сольдати);
  • "Римлянка" (1954, реж. Луиджи Дзампа);
  • "Жаль, что ты каналья" (1954, реж. Алессандро Блазетти);
  • "Римские рассказы" (1955, реж. Джанни Франчолини);
  • "Чочара" (1960, реж. Витторио де Сика);
  • "Агостино" (1962, реж. Мауро Болоньини);
  • "Скука" (1963, реж. Дамиано Дамиани);
  • "Презрение" (1963, реж. Жан-Люк Годар);
  • "Вчера, сегодня, завтра" (1963, реж. Витторио Де Сика);
  • "Равнодушные" (1964, реж. Франческо Мазелли);
  • "Женщина-невидимка" (1969, реж. Паоло Спинола);
  • "Конформист" (1970, реж. Бернардо Бертолуччи);
  • "Супружеская любовь" (1970, реж. Дачия Мараини);
  • "Я и он" (1973, реж. Лучано Сальче);
  • "Дезидерия: Внутренний мир" (1980, реж. Джанни Барчеллони Корте) - роман "Внутренняя жизнь";
  • "Непокорность" (1981, реж. Альдо Ладо);
  • "Внимание" (1985, реж. Джованни Сольдати);
  • "Я и он" (1988, реж. Дорис Дёрри);
  • "Подглядывающий" (1993, реж. Тинто Брасс);
  • "Желание" (1998, реж. Седрик Кан) - роман "Скука".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑