115 лет со дня рождения советской и американской актрисы Анны Стэн
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

115 лет со дня рождения советской и американской актрисы Анны Стэн


3 декабря 2023 года исполнится 115 лет со дня рождения советской и американской актрисы Анны Стэн (1908 - 1993).

Анна родилась 3 декабря 1908 года в Киеве в семье украинского казака и шведки, впоследствии взяв фамилию матери (Стэн). Её настоящее имя - Анна Петровна Фесак. Её отец был балетмейстером, мать - прима-балериной Киевского театра оперы и балета. В детстве Анна занималась танцами, брала уроки игры на пианино.

Достоверных данных о раннем периоде её карьеры практически не сохранилось. По одним сведениям, в том числе озвученным самой актрисой, её отец погиб во время Первой мировой войны, после чего Анна нашла работу официантки, чтобы прокормить больную мать, потом играла в любительском театре. Затем на пятнадцатилетнюю актрису обратил внимание К. С. Станиславский и, составив ей протекцию, определил в Московскую киноакадемию. По другим данным, её отец остался жив, после войны разыскал дочь и вместе с собственной цирковой труппой, в которой выступала и юная Анна, исколесил всю страну.

Работала в Московском отделе народного образования (1924), затем в пролеткульте (1925). В 1926 году Анна дебютировала в немом кино, получив небольшую роль стенографистки в фильме "Предатель". В 1927 году Анна вышла замуж за режиссёра Фёдора Оцепа. В последующие годы Оцеп снял жену в четырёх лентах.

Карьера актрисы в СССР развивалась быстрыми темпами. Снявшись в 1927-1928 годах в фильмах "Девушка с коробкой" (реж. Б. Барнет), "Земля в плену" (реж. Ф. Оцеп), "Провокатор" (реж. В. Турин), "Мой сын" (реж. Е. Червяков) и других, Стен стала настоящей звездой советского кино. В 1928 году был снят фильм "Белый орёл", режиссёром которого был один из пионеров отечественного кинематографа Яков Протазанов, а партнёрами Анны - театральный актёр Василий Качалов и режиссёр Всеволод Мейерхольд. Анна Стен стала настолько популярной, что некоторые кинокритики провозгласили: советское кино имеет свою Веру Холодную.

Некоторые ранние фильмы Стэн демонстрировались в иностранном прокате и имели резонанс, поэтому в 1930 году Анна по линии Межрабпомфильма отправилась в Германию и снялась там в звуковом фильме "Бухгалтер Кремке". На родину актриса решила не возвращаться и продолжила карьеру в Европе. В тот же период эмигрировал и её супруг.

В 1931 году Оцеп снял супругу в двух фильмах. Это были успешные экранизации романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" - снятая во Франции одноимённая картина и её версия немецкого производства под названием "Убийца Дмитрий Карамазов" (актриса исполнила роль Грушеньки).

Продюсером последнего фильма был выходец из России Юджин Френке. Вероятно, на съёмках между ним и Стэн завязался роман, так как в 1931 году актриса оставила Оцепа и вскоре вышла замуж за Френке. В браке родилась дочь Аня, которая позднее изучала киноискусство.

В 1931 году актриса сыграла главные роли в криминальной драме с элементами эротики "Штурм страсти" (реж. Роберт Сьодмак), в мелодраме "Сальто-Мортале" (реж. Э. А. Дюпон), в музыкальной комедии "Бомбы над Монте-Карло" (реж. Ханс Шварц). Фабула последней перекликается с интригой знаменитых "Римских каникул". Стен предстает здесь королевской особой, которая, желая познать обычную жизнь, рискует окунуться в нее без сопровождающих лиц. Анна тут и танцует, и играет на гитаре.

В 1932 году на Анну обратил внимание продюсер Сэмюэл Голдвин и пригласил её в Голливуд, куда она эмигрировала в 1933 году. Она не знала языка, поэтому по прибытии в Америку актрисе пришлось около года упорно заниматься, чтобы овладеть основами английского и уменьшить акцент. Её первая американская картина "Нана", снятая в 1934 году по мотивам одноимённого романа Эмиля Золя, была широко разрекламирована в прессе, однако кассового успеха не имела.

В Голливуде середины 1930-х годов Анна прославилась своим умением подбирать гардероб. Кинопродюсер Дэррил Занук говорил, что она одевается лучше всех, кого он когда-либо видел. Женщина-режиссёр Дороти Арзнер, снявшая Стэн в драме "Нана", поставила её в один ряд с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн и Рут Чаттертон в своём списке самых стильных актрис.

На протяжении двух лет Анна снималась хотя и редко, но у именитых режиссёров и в паре со звёздами. В том же 1934 году она сыграла Катюшу Маслову в драме Рубена Мамуляна "Мы снова живы" по роману Толстого "Воскресение". В 1935 году последовал дуэт с Гари Купером в мелодраме Кинга Видора "Брачная ночь" (премия Венецианского кинофестиваля за режиссуру).

Когда в 1935 году Мориса Шевалье попросили перечислить 10 самых красивых в мире женщин, он назвал Анну Стэн, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, французскую актрису Аннабеллу, Лоретту Янг, Мерл Оберон, Клару Боу, Кэй Фрэнсис и др.

В 1936 году Стэн снялась у своего мужа Френке в мелодраме "Одинокая женщина" (сценаристом выступил Оцеп). Затем она на три года исчезла с экранов, и после драмы 1939 года "Экспресс изгнания" стала сниматься очень редко и преимущественно на вторых ролях.

1943 год стал последним продуктивным периодом Стэн: вышло сразу три фильма на военную тематику ("Четники", "Они пришли разрушить Америку" и "Три русские девушки"), где она играла главные роли.

В 1955 году она снялась у Эдварда Дмитрыка в фильме "Солдаты удачи" с Кларком Гейблом. Этот и последующие фильмы с участием Стен не имели успеха у зрителей, в результате кинокарьера Стен практически окончилась, хотя она продолжала изредка сниматься в Голливуде до 1962 года, но уже чаще на вторых ролях.

Последними работами актрисы были военная драма 1962 года "Монахиня и сержант" и сериал 1964 года "Арест и суд".

Завершив свою кинематографическую деятельность, Анна Стен занялась живописью. Ее работы экспонировались в музее в Бостоне, побывали в европейском турне.

Анна Стэн умерла 12 ноября 1993 года в Нью-Йорке от сердечного приступа в возрасте 84 лет.

Российские, немецкие и американские фильмы с ее участием вошли в классический фонд, к которому часто теперь обращаются.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑