120 лет со дня рождения актрисы, кинорежиссера Юлии Солнцевой
7 августа 2021 года исполнится 120 лет со дня рождения актрисы, кинорежиссера, народной артистки СССР Юлии Ипполитовны Солнцевой (настоящая фамилия Пересветова) (1901 - 1989).
Первая женщина-режиссёр, удостоенная Приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале (1961). Жена и соратница Александра Довженко.
Родилась 7 августа 1901 года в Москве. После переезда в Санкт-Петербург, училась в гимназии. Здесь увлеклась театром, играла в самодеятельной студии. Училась на историко-филологическом факультете Московского университета, однако бросила его и поступила на актёрские курсы Государственного института музыкальной драмы (ныне ГИТИС). По окончании института в 1922 году получила приглашение в Московский Камерный театр, где и начался её творческий путь, однако вскоре покинула театр ради кинематографа.
Юлия получила неожиданное приглашение от известного режиссёра Якова Протазанова на главную роль в фильме "Аэлита" (1924) - экранизации повести Алексея Толстого. Первоначально главную роль должна была исполнять Елена Гоголева. Просмотрев пробы, Протазанов был так очарован молодой актрисой, что изменил свое решение и доверил Юлии роль Аэлиты. Попадание оказалось идеальным. Красивая, грациозная, властная и загадочная героиня Юлии Солнцевой сразу же покорила зрителей, а фильм вошел в классику советского и мирового немого кинематографа.
Следующим фильмом был "Папиросница от Моссельпрома" (1924) Юрия Желябужского, где Солнцева смогла в полной мере раскрыть свой актёрский талант, так как роль писалась специально под неё. Более успешного старта карьеры сложно представить, Солнцева буквально покорила сердца половины мужчин Советского Союза.
Юлия Солнцева снималась во многих фильмах: "Леон Кутюрье" (1927), "Буря" (1928), "Наивный портной" ("Глаза, которые видели") (1928), "Джимми Хиггинс" (1928), "Две женщины" (1929), "Земля" (1930). Ей приходило очень много предложений от заграничных режиссеров. Но Юлия наотрез отказывалась сниматься в таких картинах.
С 1929 года работала ассистентом режиссёра на студиях ВУФКУ, Московской кинофабрики "Союзкино" (позже "Мосфильм") и Киевской кинофабрики (позже Киевской киностудии). С 1939 года ставила картины как режиссёр: вначале совместно с мужем Александром Довженко, после его смерти - самостоятельно. Принимала участие в создании кинокартин "Звенигора" (1927), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939), "Мичурин" (1948), "Прощай, Америка" (1951) и ряде документальных фильмов. С 1946 года работала на "Мосфильме".
После смерти любимого мужа она тридцать три года посвятила его памяти - Юлия решила поставить те кинокартины, которые он не успел воплотить при жизни. Поставила ряд фильмов по сценариям и мотивам произведений А. Довженко - "Поэма о море" (1958), "Повесть пламенных лет" (1961), "Зачарованная Десна" (1963), "Незабываемое" (1967); о творчестве Довженко - "Золотые ворота" (1969). Кроме этого, она напечатала собрание сочинений Александра Довженко, которое вышло в 70-е гг. в издательстве "Искусство".
В 1961 году за работу над "Повестью пламенных лет" (1960) была удостоена Приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, став первой женщиной-лауреатом.
В 1970‑е годы на экраны выходят две самостоятельные картины Солнцевой "Такие высокие горы" (1974) и "Мир в трёх измерениях" (1979), на сегодняшний день являющиеся практически неизвестными публике.