120 лет со дня рождения актёра, театрального режиссёра, народного артиста СССР Бориса Ливанова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения актёра, театрального режиссёра, народного артиста СССР Бориса Ливанова


8 мая 2024 года исполнится 120 лет со дня рождения актёра, театрального режиссёра, народного артиста СССР Бориса Николаевича Ливанова (1904 - 1972).

Родился 8 мая 1904 года в Москве в актёрской семье. Отец Николай Александрович Ливанов (сценический псевдоним Извольский) был крестьянином родом из Симбирска, происходил из волжских казаков; в 18 лет стал актёром, объездил всю страну, а в 1905 году перебрался в Москву.

В 16 лет Борис сбежал из дома и вступил в Красную Армию. Год сражался с басмачами под командованием Александра Стриженова - отца Олега и Глеба Стриженовых. В конце концов вскрылось, что он прибавил себе лет, чтобы вступить в армию, после чего он был уволен и вынужден был вернуться домой.

В 1922-1924 годах обучался в 4-й Студии МХАТ у Николая Демидова. С 1924 года служил во МХАТе. Творческую манеру артиста отличали мощный темперамент, уверенная лепка образов, яркая театральность. Всегда сам делал себе грим.

Первые же работы - князь Шаховской и Андрей Шуйский в "Царе Фёдоре Иоанновиче" Алексея Толстого, Бондезен в спектакле "У врат царства" по Кнуту Гамсуну, Аполлос в "Унтиловске" Леонида Леонова - выдвинули его в число ярких представителей молодого, послеоктябрьского поколения артистов МХАТа.

В дальнейшем играл роли, пронизанные мажорным, праздничным ощущением действительности (Кимбаев в "Страхе" Александра Афиногенова и Швандя в спектакле "Любовь Яровая" Константина Тренёва) и роли открытого сатирического звучания, выполненные с редким богатством и сочностью красок, с захватывающим комедийным темпераментом (кавалер Рипафратта в "Хозяйке гостиницы" и Ноздрёв в "Мёртвых душах"). Он создавал образы, отмеченные лиризмом (Чацкий в "Горе от ума"), и роли, сочетающие в себе романтику и широту чувства с подробной бытовой достоверностью (Кудряш в "Грозе" и Рыбаков в "Кремлёвских курантах").

В роли Солёного ("Три сестры") пародийная острота внешнего рисунка парадоксально сочеталась у актёра с затаённым и глубоким лиризмом. Всё его последующее творчество было пронизано стремлением к философскому осмыслению действительности, к созданию крупных противоречивых характеров, возникающих на сломе двух эпох (таких как Забелин в "Кремлёвских курантах", Егор Булычов в "Егор Булычов и другие"), либо образов людей, трагически осознающих невозможность обретения нравственного идеала - таких как Дмитрий Карамазов в "Братьях Карамазовых".

С этими творческими исканиями связаны и его режиссёрские работы 1950-1960-х годов: "Егор Булычов и другие" и "Чайка".

С 1924 года снимался в кино. Среди его лучших работ были героико-романтические роли Дубровского ("Дубровский", 1936), Пожарского ("Минин и Пожарский", 1939), Руднева ("Крейсер Варяг", 1946), Генерала ("Поэма о море", 1958) и блестящая сатирическая роль Потёмкина ("Адмирал Ушаков", 1953). Большой вклад в воплощение на экране образа коммуниста он внёс исполнением ролей Бочарова ("Депутат Балтики", 1937) и комиссара Вихрова ("Балтийцы", 1938). В 1968 году сыграл учёного - врача Седова в фильме "Степень риска".

Когда по радио объявили о начале Великой Отечественной войны, Ливанов позвонил театральному руководству и сообщил, что уходит добровольцем на фронт. В ответ ему сказали, что по распоряжению И. В. Сталина члены МХАТа, Большого и Малого театров не подлежат мобилизации. Семья Ливанова была эвакуирована, однако сам он оставался в городе на протяжении всей Битвы за Москву и каждый день ездил с концертами по частям, державшим оборону. Затем труппа театра была эвакуирована в Саратов.

Тяжело переживал смену руководства и художественных принципов МХАТа после прихода Олега Ефремова: "Я никогда не мечтал работать в театре "Современник", тем более в его филиале". Все последовавшие два года он просто не ходил в театр.

Умер 22 сентября 1972 года в ЦКБ в окружении семьи.

По словам Василия Ливанова, его отец обожал рисовать и оставил после себя тысячи рисунков. Особенно любил шаржированные портреты на актёров, родственников и всех, кто его окружал.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑