120 лет со дня рождения актёра театра и кино, театрального режиссёра, народного артиста СССР Михаила Яншина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения актёра театра и кино, театрального режиссёра, народного артиста СССР Михаила Яншина


2 ноября 2022 исполнится 120 лет со дня рождения актёра театра и кино, театрального режиссёра, народного артиста СССР Михаила Михайловича Яншина (1902 - 1976).

Родился 2 ноября 1902 года в Юхнове (ныне в Калужской области) в семье банковского служащего. Учился в Москве в 1909-1916 годах - в Ольховском городском реальном училище, в 1916-1919 годах - в Комиссаровском техническом училище, а в 1919 году стал студентом Высшего технического училища.

В 1919 году пошёл добровольцем в РККА.

В 1922 году поступил во Вторую студию МХАТ, а в 1924 вместе с другими молодыми студийцами (в частности, с Николаем Хмелёвым, Михаилом Кедровым и Борисом Ливановым) был принят в труппу МХАТа, актёром которого оставался до конца жизни.

Во Второй студии и в первые годы в театре Яншин в основном вводился на эпизодические роли, участвовал в массовых сценах. Так было до октября 1926 года, когда Яншин сыграл в "Днях Турбиных" роль Лариосика - кузена Турбиных, приехавшего из Житомира в охваченный бурями революции Киев. Накануне премьеры И. М. Москвин сказал безвестному молодому человеку: "Завтра ты проснешься знаменитым артистом''. Так это и произошло. В его творчестве естественно сосуществовали комедийное и трагическое, ему не чужды были гротеск, ирония, фантастика и бытовая правда, задушевность.

В МХАТ Яншин сыграл 50 ролей. Но из этих 50 более 20 были вводами и далеко не все они могли стать событием в жизни артиста. Впоследствии, оставаясь актёром МХАТа, работал в других театрах. Совместно с другими режиссёрами ставил спектакли в Московском мюзик-холле (1931), Центральном театре Красной армии (1932), Театре сатиры (1937).

С 1934 по 1939 год был художественным руководителем Московского театра ЦК профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР, с 1937 по 1941 год руководил театром "Ромэн", с 1950 по 1963 год был главным режиссёром Московского драматического театра имени К. С. Станиславского.

Свое место в истории театра Яншин определил фактически немногими ролями. Это трогательный и чудаковатый, поэтичный и смешной, бесконечно добродушный Лариосик; сэр Питер Тизл в "Школе злословия"; серьезный и деловитый садовник Антонио в "Женитьбе Фигаро"; мудрый, лукавый, сказочный доктор Гаспар в "Трех толстяках"; скромный провинциальный борец за справедливость Терентий Бублик в "Платоне Кречете". Подлинного внутреннего драматизма Яншин достигал в ролях Маргаритова в "Поздней любви" и Кузовкина в "Нахлебнике". Он вносил неповторимое в роли, исполнение которых до него уже имело в Художественном театре традицию, - так он играл "тихого", по-своему умного самодура Градобоева в "Горячем сердце", Вафлю в "Дяде Ване", Симеонова-Пищика в "Вишневом саде". Свою последнюю роль - Франтишека Абеля в пьесе "Соло для часов с боем" - Яншин (по выражению О. Ефремова) "играл исповедально".

В жизни Яншин был очень азартным человеком, увлекался спортом, участвовал в конных соревнованиях и даже занимал призовые места. Среднего роста, рано располневший, со своеобразной хрипотцой в голосе, он обладал громадным актерским и мужским обаянием.

С участием Яншина снято более 20 фильмов. Сам он считал созданные им колоритные образы в чеховских миниатюрах - "Свадьбе" (Нюнин), "Шведской спичке" (пристав), "Беззаконии" (Мигунов), "Мести" (Турманов), "Сапогах" (Муркин) - или Землянику в "Ревизоре", Борзикова в фильме "На подмостках сцены" - лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ.

С 1945 года активно сотрудничал с киностудией "Союзмультфильм", озвучил героев множества мультфильмов (особенно бегемотов). Часто работал с сёстрами Брумберг, написал для них сценарий мультфильма "Ночь перед Рождеством".

При всей широте деятельности и увлечений Яншина главная, определяющая линия его творческого и жизненного пути - артист Художественного театра.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑