120 лет со дня рождения американского фотографа Энсела Истона Адамса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения американского фотографа Энсела Истона Адамса


20 февраля 2022 года исполнилось 120 лет со дня рождения американского фотографа Энсела Истона Адамса (1902 - 1984).

Известен своими чёрно-белыми снимками американского Запада. Также Адамс является автором ряда книг, включая трилогию "Камера", "Негатив", "Отпечаток", и одним из основателей фотографической группы f/64. Один из важнейших представителей фотографии Нового ви́дения. Кроме того, Адамс вместе с Фредом Арчером, создал зонную систему, позволяющую фотографам улучшить контроль за качеством готового негатива.

Родился 20 февраля 1902 года в Сан-Франциско. В 1912 году отец организовал Адамсу домашнее обучение, которое включало в том числе уроки фортепьяно и греческого языка. Увлечение музыкой было достаточно серьёзным, но позже он познакомился с работами фотографа Пола Стренда и заинтересовался фотографией. После этого Адамс долго не мог сделать выбор между двумя своими увлечениями.

В возрасте 17 лет Адамс вступил в клуб "Сьерра", занимающийся защитой природных памятников и богатств. Он оставался членом организации на протяжении всей жизни. Многие фотографии Адамса были посвящены охране природы и использовались клубом в своей работе.

В 1930-х годах Адамс выпустил собственную книгу фотографий "Сьерра-Невада: Тропа Джона Мьюра", изданную в рамках борьбы "Сьерры" за охрану национальных парков США.

В 1932 году в Мемориальном музее им. де Янга (Сан-Франциско) открылась персональная выставка фоторабот Адамса, где были представлены 80 его фотографий. В том же году Адамс, Имоджен Каннингем и Эдвард Уэстон создали "Группу f/64", которая отстаивала принципы "прямой фотографии" и находилась в оппозиции к популярному тогда пикториализму.

Во время Второй мировой войны Адамс работал фотографом в министерстве внутренних дел США. В этот период он создал фотоочерк, выставленный в Музее современного искусства, а позже изданный под названием "Рождённые свободными и равными: История лояльных японцев в Америке".

Во время поездки в Нью-Мексико в 1941 году Адамс фотографирует восход луны над небольшой деревушкой и горной грядой на заднем плане. "Восход луны, Эрнандес, Нью-Мексико" станет одной из самых знаменитых работ Энсела, которая наконец-то принесет ему финансовую независимость. Адамс много раз возвращается к нему впоследствии, перерабатывая фотографию с помощью различных техник и оборудования. За почти 40 лет он напечатает более 1300 разных уникальных вариантов "Восхода луны", общая стоимость которых превышает 25 миллионов долларов. В 2006 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке один из этих снимков был продан за почти за 610 тысяч.

В 1942 году Энсел создал свою знаменитую "систему зон". Она помогала фотографам в определении точной экспозиции и выдержки которые позволяли достичь оптимального перехода полутонов.

В 1946 году Адамс основал первый в США факультет искусства фотографии в Калифорнийской школе искусств.

В 1952 году Энсел Адамс участвовал в основании влиятельного фотожурнала "Aperture".

С 1962 года Энсел переехал в Кармел-Хайлэндс в Калифорнии. В американских национальных парках Адамс провел значительную часть своей творческой жизни.

В марте 1963 года Адамс сделал серию снимков университетского городка Калифорнийского университета (Риверсайд), посвященную его столетию. Сборник был издан под названием "Fiat Lux" (девиз университета) и сегодня хранится в Музее фотографии Калифорнийского университета (Риверсайд).

За свою жизнь Адамс трижды становился лауреатом сообщества им. Соломона Гуггенхейма. В 1966 году он был избран членом Американской академии гуманитарных и точных наук. В 1980 году получил Президентскую медаль свободы от американского президента Джимми Картера.

Фотография Адамса "Хребет Титон и река Снейк" вошла в число 116 работ, отобранных для занесения на золотую пластинку "Вояджера" с целью представить внеземным цивилизациям информацию о природе и геологии Земли. Черно-белые фотографии Адамса до сих пор часто используются для календарей, постеров, открыток.

Его борьба за природу была для него не менее важной, чем фотография. Он сражался за новые парки и заказники, за акт об охране заповедных мест, за дикую Аляску и Биг-Сур, за секвойи, за морских котиков, за чистый воздух и воду.

Через год после смерти в честь Энсела Адамса назвали один из пиков Сьерра-Невады, его любимых гор.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑