120 лет со дня рождения американской актрисы Джоан Кроуфорд
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения американской актрисы Джоан Кроуфорд


23 марта 2024 года исполнится 120 лет со дня рождения американской актрисы Джоан Кроуфорд (1904 - 1977).

Джоан Кроуфорд занимает 10-е место в рейтинге ста величайших кинозвезд прошлого столетия. Лауреат премий "Оскар" и "Золотой глобус". Американским институтом киноискусства признана одной из величайших актрис в истории. В 1930-е годы по популярности соперничала с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо. На протяжении своей актерской карьеры Кроуфорд была одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда.

Настоящее имя - Люсиль Фэй Лесюр. Родилась 23 марта в городе Сан-Антонио, штат Техас и была третьим ребёнком в семье рабочего-строителя Томаса Лесюра и Анны Белл Джонсон. В семье были ещё старшие дети, сестра Дэйзи и брат Гэл Хэйс. Когда Люсиль было 10 месяцев её родители расстались. Девочку вырастила мать, которая переехала в Лоутон, штат Оклахома, где вышла за Генри Дж. Кассина, управляющего местным оперным театром. Люсиль, впервые взяв себе псевдоним "Билли Кассин", стала сама шить костюмы и организовывать спектакли для соседских детей.

Позже Люсиль пошла в Академию Рокингема. В этот период у неё случился первый роман с трубачом Рэем Стерлингом, который, по слухам, и вдохновил её на то, чтобы пробиться в жизнь не с помощью образования, а с помощью своих талантов.

В 1922 году она поступила в женский Стивенс-колледж.

В 1923 году она выиграла любительский конкурс эстрадных исполнителей в Канзас-Сити и уехала выступать в клубах Чикаго, Детройта и Нью-Йорка.

Под именем Люсиль Лесюр Кроуфорд начала танцевать в путевых ревю и была замечена в Детройте продюсером Джейкобом Дж. Шубертом.

В 1924 году Шуберт поставил кордебалет "Невинные глаза" в театре Зимний сад на Бродвее в Нью-Йорке.

В самом начале 1925 года она решила попытать счастья в Голливуде и почти сразу получила роль в фильме "Красавицы". Она подписала контракт со студией "Metro-Goldwyn Pictures" и по настоянию студии взяла постоянный псевдоним "Джоан Кроуфорд".

В 1926 году Кроуфорд попала в список наиболее перспективных начинающих актрис года "WAMPAS Baby Stars", вместе с Мэри Астор, Долорес Костелло, Долорес дель Рио, Джанет Гейнор и Фэй Рэй. Среди фильмов этого периода с её участием представляют интерес комедия Гарри Эдвардса "Бродяга, бродяга, бродяга" (1926) и драма Тода Браунинга "Неизвестный" (1927).

Однако настоящий успех приходит к ней только после исполнения главной роли в фильме "Наши танцующие дочери" (1928), за которым следуют ещё несколько успешных фильмов. Появление звукового кино, которое привело к вынужденному завершению карьер многих актёров, не повлияло существенно на Кроуфорд - у неё был сильный и выразительный голос.

Первым звуковым фильмом Кроуфорд стал "Untamed" (1929), в котором она танцевала, а также исполнила несколько песен. C 1929 по 1933 год была замужем за актёром и будущим героем Второй мировой войны Дугласом Фэрбенксом-младшим. Причиной развода стало увлечение Кроуфорд известным актёром Кларком Гейблом.

В 1930-х годах её карьера развивалась успешно, она оставалась одной из ведущих актрис студии "MGM" и снялась в таких важных фильмах, как "Украденные драгоценности" (1931), "Гранд-отель" (1932), "Сэйди Макки" (1934), "Только без дам" (1935) и "Любовь на бегу" (1936). Также актриса стала прототипом для создания образа Злой королевы для мультфильма компании "Walt Disney" "Белоснежка и семь гномов" (1937).

В фильме "Все целуют невесту" (1942) Кроуфорд сыграла роль, которую должна была играть Кэрол Ломбард. Актриса согласилась сыграть эту роль после гибели Ломбард в авиакатастрофе во время тура по сбору средств в помощь армии. Весь гонорар за съёмки Кроуфорд перечислила в Красный Крест и уволила своего агента за то, что тот удержал из этой суммы оговоренные контрактом 10%.

В 1943 году Джоан Кроуфорд покинула "MGM", поскольку студия перестала предлагать ей роли, соответствующие её запросам, и переходит в "Warner Bros.". Сотрудничество с этой студией приносит актрисе её единственный "Оскар" за главную роль в фильме "Милдред Пирс" (1945). Успех "Милдред Пирс" возродил кинокарьеру Кроуфорд.

В течение нескольких лет она была одной из самых уважаемых и успешных актрис в Голливуде. Заслужив впоследствии за свои роли ещё две номинации, но так более и не получив премий, Кроуфорд в начале 1950-х начала сниматься всё меньше и с существенно меньшим успехом.

В 1956 году она в четвёртый раз вышла замуж - на этот раз за Альфреда Стила, председателя совета директоров компании PepsiCo. После его смерти в 1959 году она, продолжая эпизодически сниматься в кино, работала в компании как руководитель пресс-службы до 1972 года.

Последнюю крупную роль в кино актриса исполнила в психологическом триллере "Что случилось с Бэби Джейн?" (1962), где выступила дуэтом с давней неприятельницей Бетт Дейвис. Фильм имел огромный успех, покрыв все расходы в течение 11 дней со дня начала проката, и временно возродил карьеру Кроуфорд. В том же году актриса снялась в роли Люси Гарбин в фильме ужасов Уильяма Касла "Смирительная рубашка" (1964), а в 1965 году она сыграла Эми Нельсон в фильме "Я видела, что вы сделали" (1965).

Последний раз на большом экране Кроуфорд появилась в роли доктора Броктон в фильме ужасов Германа Коэна "Трог" (1970), закончив тем самым 45-летнюю карьеру в кино. Её последнее публичное выступление состоялось 23 сентября 1974 года в нью-йоркском ресторане "Радужный номер" в компании подруги Розалинд Расселл. Когда Кроуфорд увидела фотографии, которые появились в газетах на следующий день, она сказала: "Если я так выгляжу, то вы меня больше не увидите".

Кроуфорд считала себя обязанной лично отвечать на все полученные ею письма от фанатов, отправляя каждому автограф.

Утром 10 мая 1977 года Джоан Кроуфорд умерла от сердечного приступа в своей манхэттенской квартире. В своём завещании, которое было написано 28 октября 1976 года, Кроуфорд завещала двум её детям, Синди и Кэти, по 77500 долларов каждой. Также значительную сумму она оставила различным благотворительным организациям.

Через полтора года её приёмная дочь Кристина опубликовала книгу воспоминаний "Дорогая мамочка", в которой нарисовала весьма нелестный портрет Кроуфорд. Знаменитая актриса предстала жестокой, неуравновешенной и равнодушной к своим четырем приемным детям, которых она и усыновила-то лишь в целях рекламы. У Джоан была мания чистоты, и она могла, вернувшись ночью со съемок, вытащить девочку из постели и заставить мыть полы с порошком. Кристина вспоминает длинный список мужчин, с которыми у Джоан были романы, и которых нужно было называть "дядя" или "папочка". Однажды "дорогая мамочка" даже пыталась ее задушить. Видимо, не зря Джоан лишила наследства двух старших детей, Кристину и Кристофера, "по причинам, хорошо им известным". Книга вызвала множество споров и стала бестселлером.

В 1981 году она была экранизирована. Роль Кроуфорд в фильме исполнила Фэй Данауэй.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑