120 лет со дня рождения кинорежиссера Марка Донского
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения кинорежиссера Марка Донского


6 марта 2021 года исполнится 120 лет со дня рождения кинорежиссера, сценариста и педагога Марка Семеновича Донского (1901 - 1981).

Марк Семенович родился в бедной еврейской семье. В детстве у него было два увлечения: спорт и театр. Окончил правовое отделение Симферопольского университета, работал юристом, был профессиональным спортсменом, выпустил сборник рассказов. Изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе.

В 1921-1925 годах учился на правовом отделении факультета общественных наук Симферопольского университета, одновременно работая в следственных органах, Верховном суде Украины, коллегии защитников. Написал книгу рассказов из своей жизни под названием "Заключенные" (1925). Книга имела успех, но Донской уже увлекся спортом: стрельбой, футболом и боксом.

Его путь в кино начался со сценария "Последний оплот" - из истории крымского подполья. Донской шесть лет проработал на Ленинградской киностудии - сначала ассистентом режиссера и помощником по монтажу, затем снимая самостоятельно. Вместе с М. А. Авербахом поставил фильмы "В большом городе" (1928) и "Цена человека" (1929), в духе своего времени направленные на борьбу против мещанского влияния нэпа на молодежь.

Затем Донской самостоятельно снял несколько лент - "Пижон" (1929), "Чужой берег" (1930), "Огонь" (1931). Но внимание к себе он привлек картиной "Песня о счастье" (1934). Донской приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин. Эту репутацию он подтвердил позднее в фильмах "Романтики" (1941) и "Алитет уходит в горы" (1950).

В предвоенные годы Донской создает трилогию по автобиографическим произведениям Максима Горького: "Детство Горького" (1938), "В людях" (1939) - за оба фильма Сталинская премия за 1941 год, и "Мои университеты" (1940). В годы Великой Отечественной войны Донской снимал переполненные эмоциями фильмы "Как закалялась сталь" (1942, по Н. А. Островскому), "Радуга" (1944, по повести В. Л. Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США; Сталинская премия за 1946 год) и "Непокоренные" (1945, по повести Б. Л. Горбатова, премия на Венецианского кинофестиваля за 1946 год).

Наибольшего прокатного успеха в СССР режиссер добился лентой "Сельская учительница" (1947, Сталинская премия за 1948 год), посвященный подвижническому труду русского интеллигента в деревне (в главной роли Вера Марецкая). В 1950-е годы Донской возвращается к прозе Горького, создав версию "Матери" (1956) и драму "Фома Гордеев" (1959, премия Локарнского кинофестиваля 1960 года). Вместе с женой, сценаристкой Ириной, Донской написал сценарий по мотивам рассказов Коцюбинского.

Подлинным откровением стала экранизация - "Дорогой ценой" (1958). Совершенно неоцененная на родине, эта картина под названием "Плачущая лошадь" с восторгом была принята во Франции.

В 1960-е годы Донской обратился к беспроигрышной теме, экранизировав повести З. И. Воскресенской о Ленине: "Сердце матери" (1966, Государственная премия за 1968 год) и "Верность матери" (1967). Эти фильмы отличает сдержанность чувств и политических акцентов. В 1973 режиссер экранизировал историю знакомства и женитьбы В. И. Ленина и Н. К. Крупской в фильме "Надежда". Но эта картина, как и последняя лента Донского "Супруги Орловы" (1978, по ранним рассказам Горького) не снискали успеха.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑