120 лет со дня рождения немецкого актёра и кинорежиссёра Макса Офюльса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения немецкого актёра и кинорежиссёра Макса Офюльса


6 мая 2022 года - 120 лет со дня рождения немецкого актёра и кинорежиссёра Макса Офюльса (1902-1957).

Настоящее имя - Максимилиан Оппенхаймер. Родился 6 мая 1902 года в Санкт Йоханне (с 1909 года - часть Саарбрюккена) в купеческой семье. С 1913 года Макс посещал гимназию Людвига, а с 1915 года - королевское реальное училище. Он играл на флейте, брал уроки игры на гитаре и фортепьяно и увлекался театром. В 1920 году играл в школьном театре. В том же году ушёл из школы.

В 1920-1921 годах был актёром-волонтером в Вюртембергском земельном театре в Штутгарте, с первым выходом на сцену назвал себя Офюльсом. В 1921 году был "начинающим актёром" в городском театре в Ахене, в 1922 году в качестве "молодого любовника и комика" сыграл второстепенные роли в более 40 спектаклях. В 1923 году перешёл в городской театр в Дортмунде, участвовал в 14 спектаклях и получил первую постановку в качестве режиссёра. С 1924 года работал режиссёром-постановщиком театра в Бармен-Эльберфельде. В 1925 году начал работу на радио в качестве декламатора пробных программ радио Эльберфельда. С 1927 года работал также на радио в Кёльне и Штутгарте, читал современную литературу и с 1928 года писал собственные сценарии радиопостановок. В 1925-1926 годах был самым молодым режиссёром венского Бургтеатра. В 1926 году женился в Вене на актрисе Хильде Валль (1894-1980). С 1926 года работал в Новом театре во Франкфурте-на-Майне, с 1928 по 1930 год - в театре в Бреслау. В январе 1931 года переехал в Берлин, работал в Театре комедии, писал сценарии радиоспектаклей для Берлинского радио.

В начале 1931 года по заказу студии Universum Film AG (УФА) написал диалоги к фильму Анатоля Литвака "Больше никакой любви". В августе 1931 года снял свой первый короткометражный фильм "Тогда уж лучше рыбий жир" по рассказу Эриха Кестнера. Фильм "Флирт", поставленный им по одноимённой пьесе Артура Шницлера незадолго до прихода к власти национал-социалистов, пользовался огромным успехом и послужил в дальнейшем моделью, по которой были скроены многие его последующие ленты.

После премьеры фильма, которая состоялась 16 марта 1933 года, он покинул Берлин и после короткой остановки в Саарбрюккене эмигрировал во Францию. Офюльс работал в Италии, снял несколько фильмов во Франции. В 1936 году он получил приглашение из Советского Союза и с семьёй приехал на работу в Москву, однако через два месяца вернулся в Париж. Снятый в Голландии фильм "Комедия о деньгах", который объявили "высшим достижением голландской киноиндустрии", не смог покрыть высоких расходов, несмотря на хорошую критику. Следующие четыре фильма Офюльс снял во Франции. Съёмки "От Майерлинга до Сараева", посвящённого началу Первой мировой войны, были прерваны всеобщей мобилизацией во Франции в сентябре 1939 года. Фильм вышел на экраны в 1940 году, незадолго до начала войны с Германией.

В 1940 году Офюльса, который с 1938 года был гражданином Франции, призвали в армию. С разрешения министерства информации он смог работать в Париже над антифашистскими радиопередачами. Его передача "Спи, Гитлер, спи" транслировалась в апреле-мае 1940 года радиостанцией в Страсбурге на нацистскую Германию. В июне того же года после заключения перемирия, Офюльс, имя которого было в списке гестапо на выдачу Германии, бежал со своей семьёй на юг страны. В Провансе он готовился к эмиграции в США. Так как оформление документов затянулось, Офюльс принял приглашение театра в Цюрихе, в котором он работал с ноября 1940 года. В апреле 1941 года он переехал в Марсель, в июле получил наконец все необходимые документы и билеты на пароход. В августе 1941 года семья Офюльса через Лиссабон приехала в Нью-Йорк, а через несколько недель отправилась на машине в Лос-Анджелес.

Летом 1942 года Офюльс работал в Нью-Йорке на радио "Голос Америки", которое во время войны вещало на Европу. В Голливуде он написал сценарии антинацистских фильмов "Сага" и "Человек, который убил Гитлера", которые остались нереализованными. Успех не сопутствовал и другим проектам этого периода. Лишь осенью 1944 года после частного просмотра фильма "Флирт" Престон Стёрджес поручил ему режиссуру фильма "Вендетта". Подготовительный период занял почти два года; в это время Офюльс написал автобиографию, которая была издана посмертно в 1959 году. В августе 1946 года начались съёмки "Вендетты", но через несколько дней Стёрджес отстранил Офюльса от работы. В октябре 1946 года по протекции Роберта Сьодмака он получил контракт на съёмки фильма "Изгнанник".

Годы его пребывания в Голливуде нельзя назвать продуктивными. Тем не менее, режиссёрская манера Офюльса, отличавшаяся грациозно скользящими движениями камеры, была подмечена американскими коллегами и повлияла, в частности, на молодого Кубрика.

В 1949 году, закончив фильм в жанре нуар "Пленница", Офюльс возвратился во Францию, где снял свои самые нашумевшие картины - "Карусель" (1950, по пьесе Шницлера, премия BAFTA за лучший фильм), "Наслаждение" (1953, по рассказам Мопассана).

Во многих работах Офюльса действие происходит в XIX веке или начале XX века. Почти все героини-женщины в фильмах Офюльса имели имена, начинающиеся на "Л" (Леонора, Лиза, Лючия, Луиза, Лола и др.).

Летом 1954 года Офюльс приступил к съёмкам франко-немецкого фильма "Лола Монтес" в цвете и синемаскопе. Звездой фильма была Мартин Кароль - секс-идол 50-х. Однако по тем временам самый дорогой европейский фильм (по данным продюсера, он стоил 8,5 млн немецких марок) провалился в прокате. Дело не спас и изготовленный прокатчиками против воли Офюльса короткий вариант.

Во французский период творчества постоянным соавтором Офюльса был выдающийся живописец, художник, график и писатель Юрий Анненков: вместе они скрупулезно прорабатывали каждую деталь. Он был членом "Мира искусства", брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона, был первым оформителем издания поэмы Блока "Двенадцать". Он покинул СССР. В 1924 году году для участия в 14 Международной художественной выставке он выезжает в Венецию и больше в Советский Союз не возвращается - остается французским художником. После 1934 года Анненков увлекается кинематографом, оформляет декорации и костюмы в более чем 50 фильмах, среди которых "Черная магия" Орсона Уэллса, "Майерлинг" Анатолия Литвака, "Тарас Бульба" Алексея Грановского, "Вечное возвращение" Жанна Де Лануа. Для Офюльса костюмы и декорации были чрезвычайно важны. Редко какой режиссер находит постоянного художника для всех своих фильмов, но Офюльс в Анненкове нашел равноправного соратника. Это союз двух больших художников: вместе они сделали картины "Карусель", "Наслаждение", "Мадам де.." и "Лола Монтес". В 1955 году за работу с Офюльсом Анненков получает свою единственную номинацию на "Оскар" за костюмы к фильму "Мадам де". Офюльс и Анненков дружили и общались за пределами работы, а в память о друге Анненков написал книгу "Макс Офюльс" с подробностями жизни режиссера и множеством историй. Сегодня картины Анненкова хранятся в Национальном музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде и Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В середине 1950-х Офюльс снова работал на радио в Западной Германии: в Баден-Бадене он поставил "Новеллу" Гёте (1955) и "Берту Гарлан" Шницлера (1956). 30 мая 1956 года выступил во Франкфурте-на-Майне с докладом, который послужил основой для радиопостановки "Мысли о кино" (Радио Гессена, 1956).

Летом 1956 года написал сценарий фильма о художнике А. Модильяни, но намеченные на осень съёмки были отложены. По приглашению Густафа Грюндгенса поставил в Немецком театре в Гамбурге "Безумный день" Бомарше в собственной обработке.

Офюльс начал съёмки фильма "Любовники Монпарнаса" ("Монпарнас, 19") - биографической драмы, рассказывающей историю последних месяцев жизни одного из самых известных художников начала XX века Амедео Модильяни.

25 марта 1957 года Офюльс умер в Гамбурге от ревматического воспаления сердца. Съемки фильма "Любовники Монпарнаса" ("Монпарнас, 19") с Жераром Филипом в главной роли продолжил Жак Беккер. Премьера состоялась в 1958 году. Вскоре Жерар Филип и Жак Беккер умерли.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑