120 лет со дня рождения норвежского писателя, журналиста и драматурга Юхана Боргена
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения норвежского писателя, журналиста и драматурга Юхана Боргена


28 апреля 2022 года - 120 лет со дня рождения норвежского писателя, журналиста и драматурга Юхана Боргена (1902-1979).

Один из крупнейших европейских писателей середины XX века.

В своем творчестве исследовал экзистенциалистские проблемы современного общества.

Юхан Борген принадлежит к числу тех выдающихся писателей и деятелей культуры XX века, имя которых известно не только на родине, но и далеко за ее пределами. Литературную деятельность начал как журналист.

Первая книга Боргена, сборник рассказов "Во тьму", появилась в 1925 году. Написанная в стиле Гамсуна, она рассказывает о человеческом одиночестве и заблуждениях.

Помимо "Дагбладет", Борген сотрудничал и в других изданиях, ранее, в 1928-1930 годы, - в газете "Моргенбладет", хотя ее "умеренный" дух оказался для него неприемлемым.

Демократические черты в мировоззрении писателя-гуманиста формировались еще в 30-е годы, когда Юхан Борген - молодой журналист, сотрудничал в левой радикальной газете "Дагбладет". Он был одним из тех, кто рано почувствовал угрозу надвигающегося фашизма и принципиально оценил то неисчислимое зло, которое он нес народам Европы.

В первые месяцы оккупации Борген продолжал печатать в газете "Дагбладет" свои сатирические заметки, подписанные Мумле - Гусиное Яйцо. Этот фольклорный персонаж, смешной, непоседливый человечек, названный американским критиком Рэнди Берн "Северным Пантагрюэлем", определял стиль юморесок, написанных Боргеном, живых, остроумных, очень актуальных.

Сборники "Наблюдения и возражения" (под псевдонимом Мумле Госегг, 1932) и "60 Мумле Госегг" (1936), направленные главным образом против буржуазного лицемерия, принесли Боргену репутацию одного из крупнейших юмористов Норвегии. Главные герои "60 Мумле Госегг" лавочница Фру Юхансен и Маленькая Ингер представляют собой персонажей, через которых автор говорит вещи, запрещенные оккупационной властью.

Первый роман Боргена "Подводя итоги" (1934) изображает рефлектирующего буржуазного интеллигента. В пьесах 30-х гг. "Конторшеф Ли" (1936), "Пока мы ждем" (1938) и др. Борген показал себя мастером психологического анализа.

Во время 2-й мировой войны Борген эмигрировал в Швецию, где написал роман "Лета нет и не будет" (1944) о настроениях прогрессивной норвежской интеллигенции во время оккупации.

Борген занимался изданием нелегальных стихов Нурдаля Грига и переправлял их в оккупированную Норвегию. В Швеции была издана книга "Дни в Грини". В этом произведении нашла отражение атмосфера времени, дух народа угнетенного, но непокоренного, в ней звучит вера в победу и призыв к борьбе.

В романе "Тропа любви" (1946) Борген осуждает пассивность части интеллигенции, враждебной фашизму.

В 1947 году в составе первой норвежской делегации деятелей культуры Юхан Борген посетил Советский Союз. В делегацию входили представители общества дружбы "Норвегия - СССР" - журналисты, композитор, архитектор и др. Итогом этой поездки стала книга "Из Ленинграда в Армению", в которой Борген, как и каждый из участников поездки, явился автором одной из глав. Глава, написанная Боргеном, называется "Они такие".

В трилогии "Маленький лорд" (1955), "Темные воды" (1956) и "Теперь ему не уйти" (1957) изображен буржуазный интеллигент, предающий во время войны дело прогресса и демократии. В первой части трилогии рассказывается история взросления и постепенного морального распада талантливого мальчика, Вилфреда Сагена, которого в семье прозвали маленьким лордом. Его отец покончил жизнь самоубийством, а мать и все родственники обожают "маленького лорда". И чем больше они пытаются сделать из него примерного мальчика, тем больше он стремится отделиться от всех, играя при этом роль хорошего сына. В нём просыпается эгоизм. Таким образом, он начинает жить двойной жизнью, проводя время в криминальном мире Осло и Копенгагена, сохраняя при этом внешнее приличие. В последней части он полностью теряет моральные ориентиры, работая как на нацистов, так и спасая евреев. Предав сводного брата и будучи обвиненным в коллаборационизме, единым выходом для себя видит смерть.

В романе "Я" (1959) Борген отдал дань методу фрейдистского психоанализа.

В 50-60-е годы был редактором одного из ведущих литературных и общественно-политических журналов "Виндует".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑