120 лет со дня рождения писателя, художника-иллюстратора и режиссёра-мультипликатора, сценариста Владимира Сутеева
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения писателя, художника-иллюстратора и режиссёра-мультипликатора, сценариста Владимира Сутеева


5 июля 2023 года исполнится 120 лет со дня рождения писателя, художника-иллюстратора и режиссёра-мультипликатора, сценариста Владимира Григорьевича Сутеева (1903 - 1993).

Родился 5 июля 1903 года в Москве в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана.

Поступил на художественный факультет Государственного техникума кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, З. Комиссаренко, Д. Черкес).

В 1924-1925 годах проявил себя в рекламном плакате, создав несколько киноплакатов к вышедшим в советский прокат зарубежным фильмам: "Безбилетный пассажир", "Девушка в маске", "Жена фараона", "Кожаные перчатки", "Куртизанка", "Поташ и Перламутр", "Похождения американки", "Принц по милости сказки (Жена Сабеида)", "Сердце гор", "Три мушкетёра". Также известен его плакат 1934 года к фильму "Весёлые ребята", созданный совместно с Дмитрием Бабиченко.

Дебютировал в качестве аниматора в фильме "Китай в огне" (1925), где впервые был применён альбомный метод анимации. В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику "Межрабпомфильм".

В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм "Улица поперёк". Вместе с Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко разрабатывал серийного персонажа - Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова (на "Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ", затем - на "Мосфильм"), где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года - на киностудии "Союзмультфильм".

Воевал, прошёл всю войну. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии "Воентехфильм": "Ориентирование на местности" (1941), "Типы вражеских танков" (1941), "Уничтожай танки врага" (1941), "Борьба с вражескими танками" (1941), "Как бороться с замораживанием" (1941).

С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при "Союзмультфильме". Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с "Союзмультфильма", не закончив картины "Охотничье ружьё" (завершена П. П. Сазоновым).

Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников, Е. Н. Райковский и другими.

С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах "Пионер", "Мурзилка", "Дружные ребята", "Искорка", в газете "Пионерская правда".

С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари "Приключения Чиполлино", норвежского писателя А. Прейсена "Веселый Новый год", венгерского писателя Агнеш Балинт "Гном Гномыч и Изюмка", английского писателя Л. Муура "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".

В 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева - "Две сказки про карандаш и краски". Чуковский приветствовал её появление рецензией в "Литературной газете".

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Большинство сказок Сутеева хорошо известно детям СССР и России по многочисленным мультфильмам.

Владимир Сутеев был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой - рисовать.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑