125 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Фаины Георгиевны Раневской
27 августа 2021 года исполняется 125 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Фаины Георгиевны Раневской (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман) (1896 - 1984).
Родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла. Обучалась в Мариинской женской гимназии. Обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга), окончив её в 1914 году.
В 1915 году уехала в Москву. Познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским, В. Качаловым. Родители, братья и сестра актрисы в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
В 1915-1931 годах работала в провинциальных театрах в Керчи, Феодосии, Симферополе, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Баку, Архангельске, Гомеле, Смоленске и Сталинграде (ныне Волгоград). Исполняла роли в постановках пьес Антона Чехова ("Вишневый сад", "Три сестры", "Чайка" и др.), Александра Островского ("Волки и овцы", "Без вины виноватые", "Гроза" и др.), Максима Горького ("На дне") и Николая Гоголя ("Ревизор", "Женитьба").
В 1935-1939 годах служила в Центральном театре Красной армии (ныне - Центральный академический театр Российской армии). На его сцене исполняла роли в спектаклях "Чужой ребенок" по одноименной пьесе Василия Шкваркина, "Гибель эскадры" по одноименной пьесе Александра Корнейчука, "Последняя жертва" по одноименной пьесе Александра Островского, "Васса Железнова" по одноименной пьесе Максима Горького и другие.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1943) находилась в эвакуации в Ташкенте, где принимала участие в съемках фильмов на местной киностудии.
В 1943-1949 годах работала в Московском театре драмы (ныне - Московский академический театр им. Владимира Маяковского). Играла в спектаклях "Молодая гвардия" по одноименному роману Александра Фадеева, "Лисички" по пьесе Лилиан Хеллман, "Капитан Костров" по пьесе Алексея Файко и "Закон чести" по пьесе Александра Штейна.
В 1949-1955, а также в 1963-1983 годах была актрисой Театра имени Моссовета. На его сцене исполняла роли в спектаклях "Рассвет над Москвой" по одноименной пьесе Анатолия Сурова, "Рассказ о Турции" по пьесе Назыма Хикмета, "Сомов и другие" по пьесе Максима Горького, "Дядюшкин сон" по повести Федора Достоевского, "Странная миссис Сэвидж" по пьесе Джона Патрика, "Дальше - тишина…" по пьесе Виньи Дельмар "Уступите место завтрашнему дню", "Правда хорошо, а счастье лучше" по пьесе Александра Островского и других.
С 1955 по 1963 годы служила в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Была задействована в спектаклях "Игрок" по роману Федора Достоевского, "Деревья умирают стоя" по пьесе Алехандро Касоны и "Мракобесы" по пьесе Алексея Николаевича Толстого.
В кино дебютировала в 1934 году - исполнила роль госпожи Луазо в драме Михаила Ромма "Пышка" - экранизации одноименной повести Ги де Мопассана. В последующие годы снималась в фильмах "Дума про казака Голоту" по мотивам повести Аркадия Гайдара "Р.В.С." (1937, режиссер Игорь Савченко), "Подкидыш" (1939, Татьяна Лукашевич), "Мечта" (1941, Михаил Ромм), "Александр Пархоменко" по роману Всеволода Иванова "Пархоменко" (1942, Леонид Луков), "Свадьба" по пьесе Антона Чехова (1944, Исидор Анненский), "Небесный тихоход" (1945, Семен Тимошенко), "Слон и веревочка" (1945, Илья Фрэз), "Весна" (1947, Григорий Александров), "Золушка" по мотивам сказки Шарля Перро (1947, Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро), "Девушка с гитарой" (1958, Александр Файнциммер), "Осторожно, бабушка!" (1960, Надежда Кошеверова), "Легкая жизнь" (1964, Вениамин Дорман) и других.
Актриса любила читать А. Пушкина, который, по воспоминаниям, был у неё с А. Ахматовой "общей страстью". Итогом 60-летней актёрской карьеры стали десятки ролей на сцене и около тридцати - в кино.
Единственным существом, скрасившим в старости её одиночество, был пёс по кличке Мальчик - подобранная ею на улице дворняжка.