125 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и певца Чарльза Видора
27 июля 2025 года - 125 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и певца Чарльза Видора (1900-1959).
Родился 27 июля 1900 года в Будапеште (Венгрия) в еврейской семье. Окончил Будапештский и Берлинский университеты по специальности: инженерное дело.
Был лейтенантом пехоты в первую мировую войну. Вернувшись с фронта, поступил на студию "УФА", где работал монтажером и ассистентом режиссера. Обладая красивым сильным голосом, Видор решил попробовать себя на певческом поприще и вместе с Вагнеровской оперной компанией приехал на гастроли в США, где имел успех на Бродвее. Однако, оставшись в Америке после возвращения своих коллег в Европу, он не нашел должного применения этому своему таланту. Тогда, вспомнив о кинематографическом опыте, он отправился в Голливуд.
Восемь долгих лет он работал в качестве установщика декораций, монтажера, помощника режиссера, прежде чем в 1932 году поставил на собственные деньги "Маску Фу Манчу" - одну из лучших экранизаций популярного "восточного" романа Сэкса Ромера. Этот триллер о безумном китайце (Борис Карлофф) и его не менее сумасшедшей дочери (Мирна Лой), которые угрожают экспедиции, ищущей гробницу Чингисхана, был сделан в хорошем темпе, с юмором, на высоком техническом уровне.
Его первой режиссёрской работой, за которую он получил признание, стал фильм "Охотники за сенсациями" (1933). Затем Видор снял фильмы "Двойная дверь" (1934), "Чужаки в раю" (1935), "Его генеалогическое древо" (1935), "Аризонец" (1935) и "Мусорщики" (1936), "Дневник доктора" (1937), "Великий Гамбини" (1937) и "Она не леди" (1937), "Роман о секвойях" (1939), "Тупик" (1939) и "Эти высокие серые стены" (1939).
В жанре "черного фильма" были созданы все лучшие работы этого режиссера 30-х - 40-х годов.
Фрэнк Капра пригласил Видора для работы над второй частью фильма "Мистер Смит едет в Вашингтон" (1939), которая отставала от графика.
Видора пригласили в качестве режиссёра фильма "Мой сын, мой сын!" (1940). Вернувшись в Columbia, он стал участвовать в более престижных проектах, таких как "Под вопросом" (1940). Он сменил Джеймса Уэйла в фильме "Они не осмеливаются любить" (1941) и снял "Дамы в уединении" (1941).
Видора пригласили в Paramount для съёмок "Нью-Йорк Таун" (1941) и в RKO для съёмок "Таттлы из Таити" (1942).
Видор снял первый фильм студии Columbia в цвете "Техниколор" - "Отчаянные" (1943). Затем он снял мюзикл с участием Риты Хейворт и Джина Келли "Девушка с обложки" (1944), который имел огромный успех. В 1944 году Видор подписал семилетний контракт с Columbia.
Видор снял "Снова вместе" (1944), а затем биографический фильм о Шопене, "Песня, которую стоит запомнить" (1945), который стал ещё одним хитом и сделал звездой Корнела Уайлда.
После ленты "Более 21" (1946) с Айрин Данн Видор снял ещё один классический фильм "Гилда" (1946).
Умение создавать тревожную, напряженную атмосферу Видор прекрасно использовал в "Гилде" (1946) - "черной" мелодраме, где игрок (Гленн Форд), приехавший в южноамериканский городок, возобновляет сложные отношения любви-ненависти со своей бывшей пассией (Рита Хейворт). Но она теперь замужем за его новым боссом - весьма опасным человеком (Джордж Макреди). Здесь удивительно передано настроение все усиливающийся тревоги и безысходности, вот-вот готовой захлопнуться ловушки, в которую попали эти трое. Картина и по сей день остается примером эротики в американском кино первой половины 40-х.
В середине 40-х Видор вспомнил о том, что когда-то имел отношение к музыке, поставив "Незабываемую песню" (1945) - красочную, но поверхностную биографию Фредерика Шопена (Корнел Уайлд), где упор был сделан на его любовных отношениях с Жорж Санд (Мерл Оберон). Публике эта лента очень понравилась.
В 50-е режиссер создал "Рапсодию" (1954) - романтическую мелодраму о сложных взаимоотношениях богатой девушки (Элизабет Тейлор) с двумя мужчинами: скрипачом (Витторио Гассман) и пианистом (Джон Эриксон), за которых музыкальные пассажи исполняли профессионалы высокого класса. Пять лет спустя Видор попытался повторить успех еще одной биографической лентой - "Бесконечная песня" (1960) - о Ференце Листе. Но все то, что так блестяще сработало в предыдущей ленте, здесь не удалось.
Чарльз Видор умер в возрасте 59 лет в Вене, Австрия, от сердечного приступа во время съемок своего фильма "Бесконечная песня". Его заменил на посту режиссёр Джордж Кьюкор.