125 лет со дня рождения американского режиссёра театра и кино Рубена Мамуляна
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения американского режиссёра театра и кино Рубена Мамуляна


8 октября 2022 года исполнится 125 лет со дня рождения американского режиссёра театра и кино Рубена Захарьевича Мамуляна (1897 - 1987).

Родился 8 октября 1897 года в Тифлисе в армянской семье. Отец его, Захария Мамулян, был банкиром, мать, Виргиния Егоровна Мамулян, - актрисой.

В шесть лет его отправили в Париж. До десяти лет он учился в лицее Монтен, где его товарищем по классу был Рене Клер.

Учился на юридическом факультете Московского университета, три месяца посещал курсы Вахтангова при Второй студии МХТ.

Эмигрировал в Великобританию, а в 1923 году - в США, где нашёл работу в Истменовской школе музыки. Увидев театральные постановки Мамуляна в Лондоне и в Париже, Джордж Истмен попросил его приехать в Рочестер (штат Нью-Йорк), чтобы помочь организовать оперную студию и ставить спектакли в оперном театре. Он ставил мюзиклы и оперы на восточном побережье в США, в том числе руководил премьерной постановкой оперы "Порги и Бесс" и мюзикла "Оклахома!"

С конца 1920-х годов Мамулян работал в Голливуде. В его фильмах снимались Марлен Дитрих, Рита Хейворт, Грета Гарбо, Фредерик Марч, Гэри Купер, Морис Шевалье.

В 1930 году получил гражданство США.

В 1935 году Мамулян снял первый в мире полнометражный фильм в цвете - "Бекки Шарп".

Фильмы Мамуляна имели успех, но его тяга к экспериментированию (он первым стал применять голос за кадром как аналог внутреннего монолога главного героя) и внимательность к образному строю, подчас в ущерб линейному развёртыванию повествования, настораживали студийных боссов.

И. А. Ильф и Е. П. Петров, побывав в Голливуде, писали в "Одноэтажной Америке": "Разговоры с Майлстоуном, Мамуляном и другими режиссерами из первого десятка убедили нас в том, что эти прекрасные мастера изнывают от пустяковых пьес, которые им приходится ставить. Как все большие люди в искусстве, они хотят ставить значительные вещи. Но голливудская система не позволяет им этого".

С конца 1930-х годов Мамулян всё больше работал в театре. Он приступил к съёмкам фильмов "Лора" (1944) и "Клеопатра" (1963), но из-за конфликтов на съёмочной площадке не смог закончить ни тот, ни другой.

В конце 1950-х годов Мамулян фактически вышел на пенсию. Оставив кинематограф, он полностью отдался редакторской работе, а в 1965 году опубликовал собственный перевод "Гамлета" со староанглийского языка на современный. Пьеса в этом переводе была поставлена в театре Кентуккского университета.

Мамулян участвовал в жизни армянской диаспоры США, в 1971 году посетил Советскую Армению.

Введён в Зал славы американского театра в 1981 году.

В 1997 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая Мамуляну.

Звезда с именем Мамуляна установлена на голливудской "Аллее славы".

Рубен Мамулян снял фильмы: "Аплодисменты", (1929), "Городские улицы", (1931), "Доктор Джекилл и мистер Хайд" (1931), "Люби меня сегодня" (1932), "Королева Кристина" (1933), "Песнь песней" (1933), "Мы снова живы" (1934), "Бекки Шарп" (1935), "Отчаянный парень" (1936), "Высокий, широкоплечий и красивый" (1937), "Золотой мальчик" (1939), "Знак Зорро" (1940), "Кровь и песок" (1941), "Кольца на её пальцах" (1942), "Летние каникулы" (1948), "Дикое сердце" (1952), "Шёлковые чулки" (1957).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑