125 лет со дня рождения американской актрисы Джин Артур
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения американской актрисы Джин Артур


17 октября 2025 года исполнится 125 лет со дня рождения американской актрисы Джин Артур (1900 - 1991).

Джин Артур больше всего запомнилась по ролям в фильмах Фрэнка Капры "Мистер Дидс переезжает в город" (1936), "С собой не унесёшь" (1938) и "Мистер Смит едет в Вашингтон" (1939). Её последняя роль в фильме Джорджа Стивенса "Шейн" (1953) была очень яркой и запоминающейся. В 1944 году Артур номинировалась на премию "Оскар" за роль Констанс Миллиган в фильме "В тесноте да не в обиде".

Джин Артур предпочитала вести замкнутый образ жизни. Она отказывалась от интервью, избегала фотографов, не желала участвовать ни в какой рекламе.

Настоящее имя Глэдис Джорджианна Грин. Родилась 17 октября 1900 года в Платсберге, штат Нью-Йорк, в протестантской семье. Её мать была внучкой иммигрантов из Норвегии, поселившихся на американском Западе. У Джин было три брата, все старше её. Семья Грин вела довольно подвижный образ жизни. Переезд семьи в Нью-Йорк состоялся в 1915 году. Во время Первой мировой войны Джин Артур работала стенографисткой на Бонд-стрит на Нижнем Манхэттене, предвосхищая тем самым персонажи, сыгранные ею позже в кино. Её отец и братья ушли на фронт, а самый младший из братьев, Альберт, умер от ран, полученных в бою.

В начале 1920-х годов Джин Артур работала моделью в Нью-Йорке, где её и нашли работники студии "XX век Фокс". Артур подписывает со студией годовой контракт, после чего дебютирует в немой картине режиссёра Джона Форда "Камео Кирби" (1923). В то время студия находилась в поиске новых любимчиков публики, красивых, динамичных и сексуально привлекательных, дабы привлечь молодую аудиторию эпохи джаза. В своем первом фильме Артур как раз и предстает в образе этакой фривольной флэпперши тех времен.

После небольшой роли в "Камео Кирби" Джин получает свою первую главную роль в картине "Храм Венеры" (1923), бессюжетной сказке о группе танцующих нимф. Недовольный её актёрскими способностями режиссёр Генри Отто уже на третий день съёмок заменяет Артур на актрису Мэри Филбин. Она готова была закончить карьеру и бросить киноиндустрию навсегда, но осталась из-за подписанного контракта. Сознавая, что ей недостает подготовки, Артур стала брать уроки актёрского мастерства, которые, как она считала, позволят ей "выйти в люди".

Чтобы приобрести хоть какую-то известность, она снимается как манекенщица для модельных каталогов Лос-Анджелеса, а затем - в рекламном ролике ночного клуба "Энсино". Однако все это не приносит ей ощутимых результатов.

Всё изменилось в один прекрасный день, когда Артур появилась на "Action Pictures", фирме, производящей фильмы "категории B". Ей удалось произвести впечатление на её владельца, Лестера Ф. Скотта мл., и он решил пойти на риск - в итоге в течение следующей пары лет Артур оказалась задействована более чем в двадцати фильмах-вестернах. Эти фильмы имели большой успех на Среднем Западе, тогда как сама Джин Артур особо в них не блеснула.

Кроме участия в фильмах "Action Pictures", в период с 1924 по 1926 годы Артур снялась ещё в нескольких независимых вестернах, а также в вестернах для фирмы "Poverty Row". Помимо этого, она выступила в эпизодической роли в фильме Бастера Китона "Семь шансов" (1925).

В 1927 году Артур привлекает к себе внимание, снявшись вместе с Мэй Буш и Чарльзом Делани в фильме "Охотник на мужей". Затем следует роль возлюбленной Монти Бэнкс в "Подковах" (1927). Режиссёр Ричард Уоллес, игнорируя просьбу босса студии, Фокса, взять более опытную актрису, утверждает Артур на главную женскую роль в подростковой комедии "Бедный орех" (1927).

Она была настроена весьма скептично, когда подписывала контракт на роль в "Разминке" (1928) студии "Famous Players-Lasky", с Ричардом Диксом в главной роли. "Разминка", представленная в качестве первого звукового фильма студии, получила широкий резонанс в прессе, а саму Артур за её роль дочери владельца клуба осыпали похвалами. После успеха "Разминки" Артур подписывает контракт на три года со студией, которая вскоре станет известна как "Paramount Pictures".

С появлением звукового кино в конце 1920-х годов Артур была одной из немногих актрис "Paramount Pictures", которые не желали переходить на звуковые фильмы. Поняв, что всеобщее увлечение звуком это не временный этап, а надолго, она связалась с звукорежиссёром Роем Помроем. Её необычный хрипловатый голос способствовал её обучению в Бродвейском театре, и в конечном итоге помог ей стать звездой звукового экрана. Дебютом актрисы в "говорящем" кино стал фильм "Дело об убийстве канарейки" (1929), где она снялась вместе с Уильямом Пауэллом и Луизой Брукс.

В первые годы звукового кино "Paramount" был известен тем, что использовал опытных актёров с хорошим вокалом и впечатляющими заслугами в прошлом. Джин Артур к числу таковых не относилась и поэтому ей приходилось бороться за признание. Её роман с исполнительным продюсером Дэвидом Селзником был в этом смысле небесполезным: Артур сразу оказывается на виду, а в 1929 году её выбирают одной из "WAMPAS Baby Stars". После немого вестерна категории "B" "Лестницы из песка" (1929) она сыграла главную роль в "Таинственном докторе Фу Манчу" (1929), заработав одобрительные отзывы критики. Артур становится известной, ей приходится позировать фотографам и давать интервью - несмотря на всю её нелюбовь к подобным вещам.

Благодаря Селзнику Артур получает свою лучшую на тот момент роль - в фильме "Дитя субботнего вечера", рядом со знаменитой Кларой Боу, бывшей в то время секс-символом Голливуда. То, что из них двоих в фильме более заметна Артур, было несомненно для всех

После "На полпути к раю" (1929), где снялся также популярный Чарльз Роджерс, Селзник утверждает её на роль жены Уильяма Пауэлла в "Улице удачи" (1930). Однако на режиссёра фильма Джона Кромвеля актриса не произвела впечатления, он посоветовал Артур оставить мысли о Голливуде и вернуться обратно в Нью-Йорк. К 1930 году роман Джин Артур и Селзника подошел к концу, и, соответственно, её положение в "Paramount" пошатнулось.

После нескольких довольно анемичных ролей инженю в средних фильмах Джин Артур в декабре 1930 года дебютирует в маленькой роли на сцене "Pasadena Playhouse", в десятидневном шоу "Песнь весны". Возвратившись в Голливуд, Артур понимает, что её карьера неумолимо идет на спад. Она пробует изменить свой имидж и перекрашивается в блондинку - в надежде выиграть сравнение с более успешной актрисой Мэри Брайан. Однако эти усилия были уже ни к чему, к середине 1931 года заканчивался срок её контракта с "Paramount". Продлевать его не стали - в частности, из-за финансовых трудностей на студии, возникших по причине Великой депрессии.

В конце 1931 года Артур вернулась в Нью-Йорк, где бродвейский агент помог ей получить роль в адаптации "Лисистраты", которая была поставлена в "Театре Ривьера" в начале 1932 года. Несколько месяцев спустя она сыграла в бродвейском спектакле "Иностранные романы", рядом с Дороти Гиш и Осгудом Перкинсом. Несмотря на успех и хорошую игру Джин спектакль закрыли после 23 показов. Хотя критики были впечатлены.

Затем она получила роль в спектакле "Человек, который вправлял себе мозги", премьера его состоялась сентябре 1932 года в Бродхерстском театре. Спектакль получил отрицательные отзывы, из-за чего его пришлось закрыть. После этого Артур отправляется в Калифорнию, чтобы отдохнуть, но вместо этого получает там свою первую за два года кинороль в фильме "Прошлое Мэри Холмс" (1933) компании "RKO Pictures".

Вернувшись на Бродвей, Джин Артур продолжала появляться в небольших пьесах, не имевших особого успеха. Однако критики продолжали хвалить её, отмечая, что Артур приобретает всё большую уверенность в себе.

Спектакль "Занавес поднимается" шел на бродвейской сцене с октября по декабрь 1933 года, и в нём Артур была в центре внимания. С хорошими отзывами прессы Артур возвращается в Голливуд, где на неё сразу же посыпались предложения, которые она отклоняла - пока не встретилась с боссом "Columbia Pictures". На участие в фильме "Водоворот" (1934) Артур согласилась сразу, и уже в процессе съёмок ей предложили долгосрочный контракт, который гарантировал ей и её семье надежное финансовое обеспечение. Таким образом, 14 февраля 1934 года Артур связывает свою судьбу с "Columbia Pictures" на пятилетний срок.

В 1935 году 34-летняя Артур снялась вместе с Эдвардом Г. Робинсоном в гангстерской комедии "Весь город говорит", после которой её популярность начала заметно расти. Здесь Артур впервые сыграла независимую девушку "с золотым сердцем" - с этим образом будет потом ассоциироваться вся её карьера. Она наслаждалась съемками и совместной работой с Робинсоном - тот позже писал в своей автобиографии, что "был в восторге познакомиться и поработать с Артур". К моменту выхода фильма на экраны Артур из натуральной брюнетки вновь превратилась в блондинку. А позже сохраняла этот имидж уже постоянно.

Следующие её фильмы - "Партийные провода" (1935), "Общественный герой № 1" (1935) и "Если бы вы умели готовить" (1935) не имели такого успеха, как "Весь город говорит", однако принесли актрисе положительные отзывы.

Переломный момент в карьере Артур произошел, когда она была выбрана режиссёром Фрэнком Капра для съёмок в фильме "Мистер Дидс переезжает в город". Капра увидел её в "Водовороте" (1934) и тут же уговорил Кона и "Columbia Pictures" подписать с Артур контракт - на роль журналистки, которая влюбляется в миллионера. Коллеги вспоминали, что пока шли съёмки, Артур все беспокоилась, что фильм получится неудачным. Однако "Мистер Дидс" обрел и признание критиков, и международную славу. Её называли американской Гретой Гарбо - поскольку Гарбо была известна своим феноменальным затворничеством.

По просьбе Уильяма Пауэлла Артур снялась в ленте "Бывшая миссис Брэдфорд" (1936) компании "RKO Pictures". По её завершении Артур надеялась уйти в отпуск, но Гарри Кон сразу же отправил её на съёмки ещё двух фильмов: "Приключения в Махэттене" (1936) и "Больше, чем секретарь" (1936). Ни один из них не привлёк особого внимания. После этого, опять же без перерыва, она снимается в фильме у Сесиля де Милля в "Человеке с равнины" (1936) компании "Paramount Pictures". Роль Бедовой Джейн в этом фильме, где она снимается рядом с Гэри Купером, Артур называла своей любимой ролью.

После этого она снялась в типичном для себя амплуа "бедной девушки" в эксцентрической комедии Митчелла Лейзена "Лёгкая жизнь" (1937).

Далее совместно с Джеймсом Стюартом она выступает в комедии Фрэнка Капры "С собой не унесёшь" (1938). В 1939 году этот фильм получил две премии "Оскар" - в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссёр". Джин Артур была в нём настолько убедительна, что её включили в число четырёх финальных претенденток на роль Скарлетт О’Хара (роль досталась в итоге Вивьен Ли) в "Унесённых ветром". Продюсером фильма был как раз Дэвид Селзник, с которым у Артур был небольшой роман в конце 1920-х годов, когда они оба ещё работали в "Paramount Pictures".

В 1939 году Артур вновь объединяется с Фрэнком Капра и Джеймсом Стюартом в классической ленте "Мистер Смит едет в Вашингтон". Здесь она опять играет "бедную девушку", но на этот раз её героиня учит наивного мистера Смита различным хитростям, которые помогли бы тому осуществить в Вашингтоне свои честолюбивые планы.

В 1939 году Джин Артур появляется в довольно экзотичной драматической ленте "Только у ангелов есть крылья", режиссёра Говарда Хоукса. Там у неё была главная роль, а напарником выступал Кэри Грант. Затем последовали два комедии Джорджа Стивенса "Разговор города" (1942, тоже в паре с Кэри Грантом) и "В тесноте да не в обиде" (1943). За работу в последней из них она была номинирована на премию "Оскар" за лучшую женскую роль (проиграла Дженнифер Джонс в "Песне Бернадетт").

Артур ушла из "Columbia Pictures" ещё до середины 1940-х. Когда она покинула студию, место "царствующей королевы" "Columbia Pictures" заняла Рита Хейворт. Стивенс отзывался о Джин Артур как об "одной из величайших комедийных актрис, которых он когда-либо видел", а Фрэнк Капра говорил, что Артур - его самая любимая актриса.

Артур "ушла на пенсию" в 1944 году, когда истёк срок её контракта с "Columbia Pictures". В течение нескольких лет она отклоняла все предложения сниматься, сделав лишь два исключения. Первое - для съёмок в фильме Билла Уайлдера "Зарубежный роман" (1948); в нём она сыграла конгрессмена и любовную соперницу Марлен Дитрих. Второе - для классического западного вестерна "Шейн" (1953, реж. Дж. Стивенс). "Шейн" был последним фильмом Артур для большого экрана, к тому же, за всю её карьеру он оказался самым кассовым.

После ухода Артур из кино её выступления в театре становились все более редкими - из-за её робости, нервозности и неуверенности в себе.

Маленькой победой над собой стала главная роль в бродвейском мюзикле "Питер Пэн". Артур в нём играла мальчика, который не желал взрослеть - в то время как ей самой было уже почти 50 лет. В 1954 году Джин Артур рассматривалась в качестве претендентки на роль Жанны д’Арк в пьесе Бернарда Шоу "Святая Жанна". Однако из-за нервного срыва и конфликта с режиссёром Харольдом Клурманом ей пришлось покинуть проект.

После "Шейна" и постановки "Питера Пэна" Артур не снималась 12 лет. В 1965 году она вернулась на телеэкран, появившись в одном из эпизодов сериала "Дымок из ствола". В 1966 году, уже крайне нелюдимая, Артур согласилась на роль адвоката Патриции Маршалл в собственном телевизионном "Шоу Джин Артур". Шоу транслировалось на канале CBS и было закрыто после 12 серий.

В 1967 году Артур пытались уговорить вернуться на Бродвей, сыграть в спектакле "Безумная Стефани Блэйк" - в роли старой девы, которая попадает в группу хиппи. Писатель Уильям Голдмен в своей книге "Сезон" описывает постановку как катастрофическую, говоря, что в итоге её пришлось закрыть ещё на стадии предварительных просмотров, поскольку Артур отказалась продолжать в ней участвовать.

После этого Артур стала преподавать драматическое искусство, сначала в Вассар-колледже, а затем в Школе искусств Северной Каролины. Во время преподавания в Вассаре она ставила спектакли с участием студентов. Среди её учеников в Вассаре была молодая Мерил Стрип. Артур сразу почувствовала её талант и потенциал. После окончания спектакля, в котором принимала участие Стрип, она заметила, что та "смотрится прямо как кинозвезда".

Живя в Северной Каролине, Артур попала однажды на первые полосы газет. Её арестовали и заключили в тюрьму по обвинению в незаконном проникновении на чужую территорию. Дело было в том, что Джин зашла во двор соседа, чтобы защитить собаку, с которой, как ей казалось, жестоко обращались. Артур любила животных и говорила, что доверяет им больше, чем людям.

В 1975 году на Бродвее ставился спектакль "Первый понедельник октября", о первой женщине-судье. Роль судьи была написана специально для Артур, однако из-за страха сцены ей пришлось покинуть спектакль сразу, лишь только он был отыгран в театре "Cleveland Play House". Далее эту роль исполняла Джейн Александер.

После этого инцидента Артур покинула сцену уже насовсем. Она поселилась в доме недалеко от побережья в Кармеле, штат Калифорния. Артур упорно отказывалась от всех интервью, её сопротивление было сломлено лишь однажды - автором книги о Фрэнке Капра. Артур как-то призналась, что она скорей даст перерезать себе горло, нежели ещё раз согласится на интервью.

Джин Артур умерла от сердечной недостаточности 19 июня 1991 года в возрасте 90 лет.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑