125 лет со дня рождения аргентинского прозаика, поэта и публициста Хорхе Луиса Борхеса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения аргентинского прозаика, поэта и публициста Хорхе Луиса Борхеса


24 августа 2024 года исполнится 125 лет со дня рождения аргентинского прозаика, поэта и публициста Хорхе Луиса Борхеса (1899 - 1986).

Полное имя - Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо, однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. По словам Борхеса, в нём текла баскская, андалузская, английская, португальская, нормандская и, скорее всего, еврейская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. С раннего возраста Хорхе увлекался поэзией, в возрасте четырёх лет научился читать и писать. В 1905 году Борхес начал изучать английский с домашней учительницей. В следующем году он написал свой первый рассказ по-испански "La visera fatal".

Обучение в школе Борхес начал в 9 лет сразу с четвёртого класса. Это был неприятный опыт для мальчика, так как одноклассники насмехались над ним, а учителя не могли научить его ничему новому.

В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда "Счастливый принц".

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось, и семья осела в Женеве, где Хорхе Луис и его сестра Нора пошли в школу. Он изучил французский и поступил в Женевский колледж, где начал писать стихи на французском. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам - авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале "Греция" появилось первое стихотворение Хорхе Луиса.

Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. В родном городе Борхес продолжает печататься, а также основывает свой собственный журнал "Призма", а затем ещё один под названием "Проа".

В 1923 году накануне поездки в Европу Борхес публикует свою первую книгу стихов "Жар Буэнос-Айреса", в которую вошли 33 стихотворения, а обложку которой разработала его сестра.

Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать "фантазийную" прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники "Вымыслы" (1944), "Хитросплетения" (1960) и "Сообщение Броуди" (1971).

После года в Испании, Борхес окончательно переехал в Буэнос-Айрес, где он сотрудничал с несколькими периодическими изданиями и приобрёл репутацию яркого представителя молодых авангардистов. Устав от ультраизма, Борхес пытался основать новый жанр литературы, где бы объединялись метафизика и реальность. Но и от этого писатель быстро отошёл, начав писать фантастические и магические произведения. В 1930 Борхес познакомился с 17-летним писателем Адольфо Биой Касаресом, который стал его другом и соавтором многих произведений.

В 1930-х годах Борхес пишет большое количество эссе по аргентинской литературе, искусству, истории, кино. Одновременно он начинает вести колонку в журнале "El Hogar", где пишет рецензии на книги иностранных авторов и биографии писателей. Начиная с первого выпуска, Борхес регулярно публиковался в журнале "Sur", ведущем литературном журнале Аргентины, основанном в 1931 году Викторией Окампо. Для издательства "Sur" Борхес переводит произведения Вирджинии Вульф. В 1937 году он издаёт антологию классической аргентинской литературы. В своих произведениях с 1930-х годов писатель начинает сочетать вымысел с реальностью, пишет рецензии на несуществующие книги и т. д.

Конец 1930-х годов стал для Борхеса тяжелым: сначала он похоронил бабушку, потом отца. Поэтому он был вынужден материально обеспечивать свою семью. С помощью поэта Франсиско Луиса Бернардеса писатель поступил хранителем в муниципальную библиотеку Мигеля Кане в буэнос-айресском районе Альмагро, где проводил время, читая и сочиняя книги. Там же писатель едва не погиб от сепсиса, разбив голову. Годы работы библиотекарем 1937-1946 год Борхес, впоследствии называл "девять глубоко несчастливых лет", хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 году Борхес был уволен с библиотечной должности.

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо, сестрой Виктории, участвовал в создании Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году. Вместе с Биой Касаресом он писал детективные рассказы о доне Исидро Пароди; эти сочинения появлялись в печати под псевдонимами "Бустос Домек" и "Суарес Линч". Произведение "Ficciones" Борхеса получил гран-при Аргентинского союза писателей. Под названием "Поэмы (1923-1943)" Борхес опубликовал свои поэтические работы из трёх предыдущих книг в журнале "Sur" и газете "La Nación".

В августе 1944 года в гостях у Биой Касареса и Сильвины Окампо Борхес познакомился с Эстель Канто, в которую влюбился. Эстель вдохновила Борхеса на написание рассказа "Алеф", которое считается одним из его наилучших произведений. Несмотря на сопротивление матери, Борхес предложил Эстели пожениться, но этого так никогда и не произошло. В 1952 их отношения завершились.

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Начало 1950-х годов ознаменовалось признанием таланта Борхеса в Аргентине и за её пределами. В 1950 году Аргентинский союз писателей избрал его своим президентом, которым он пробыл три года. В Париже был напечатан первый перевод Борхеса на французский - "Вымыслы" (1944). В то же время в Буэнос-Айресе выходит серия рассказов "Смерть и буссоль", где борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как уголовное расследование. В 1952 году писатель публикует эссе об особенностях аргентинского испанского "Язык аргентинцев". В 1953 году некоторые рассказы из сборника "Алеф" переводятся на французский в виде книги "Хитросплетения". В том же году издательство "Emecé" начинает публиковать полное собрание сочинений Борхеса. В 1954 году режиссёр Леопольдо Торре Нильссон снимает фильм "Дни ненависти" по рассказу Борхеса.

В 1955 году после военного переворота, который сверг правительство Перона, Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины (хотя уже почти ослеп) и занимал этот пост до 1973 года. В декабре 1955 года писатель был избран членом Аргентинской академии литературы. Он активно пишет и преподает на кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.

В 1965 году Астор Пьяццолла сотрудничал с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям.

В 1967 году Борхес женился на подруге его юности Эльзе Эстете Мильан, недавно овдовевшей. Через три года, однако, супруги расстались.

В 1972 году Хорхе Луис Борхес едет в США, где получает многочисленные награды и читает лекции в нескольких университетах. В 1973 году он получает звание почётного гражданина Буэнос-Айреса и уходит с поста директора Национальной библиотеки.

В 1975 году происходит премьера фильма "Мертвец" Эктора Оливера по одноимённому рассказу Борхеса. В том же году в возрасте 99 лет умирает мать писателя. После смерти матери в путешествиях Борхеса сопровождает Мария Кодама, на которой он женится 26 апреля 1986.

В 1979 году Борхес получил премию Сервантеса - самую престижную в испаноязычных странах награду за заслуги в области литературы.

Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках "Делатель" (1960), "Хвала тени" (1969) и "Золото тигров" (1972). Его последней прижизненной публикацией была книга "Атлас" (1985) - собрание стихов, фантазий и путевых записок.

В 1986 году он переезжает в Женеву, где и умирает 14 июня в возрасте 86 лет.

Борхес - один из основоположников и классиков новой латиноамериканской литературы. Творчество Борхеса метафизично, оно сочетает в себе фантазийные и поэтические методы. Борхес считает поиски истины бесперспективными, среди тем его творчества - противоречивость мира, время, одиночество, человеческий удел, смерть.

Борхес, наряду с Марселем Прустом, считается одним из первых писателей XX века, обратившихся к проблематике человеческой памяти.

Борхес оказал огромное влияние на многие жанры литературы - от романа абсурда до научной фантастики; о его влиянии говорили такие признанные писатели, как Курт Воннегут, Филип Дик и Станислав Лем.

По произведениям Борхеса снято более тридцати фильмов. Среди них — фильм "Вторжение" режиссёра Уго Сантьяго, снятый в 1969 году по рассказу Борхеса и Адольфо Биой Касареса. В 1970 году вышел фильм Бернардо Бертолуччи "Стратегия паука" по мотивам рассказа Борхеса "Тема предателя и героя".

В 1987 году по мотивам рассказа Х. Л. Борхеса "Евангелие от Марка" был снят фильм "Гость" (режиссёр А. Кайдановский).

Образ Борхеса, своеобразная пародия на него, угадывается в антагонисте романа "Имя розы" Умберто Эко, слепом монастырском библиотекаре Хорхе.

В фильме аргентинского кинорежиссёра Хуана Карлоса Десансо "Любовь и страх" (2001) роль Борхеса сыграл известный актёр Мигель Анхель Сола.

Чилийский писатель Володя Тейтельбойм написал биографическую книгу "Два Борхеса".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑