125 лет со дня рождения бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта


21 ноября 2023 года исполняется 125 лет со дня рождения бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (1898 - 1967).

Родился в 1898 году в маленьком бельгийском городке Лессине провинции Эно. Отец художника, Леопольд Магритт, занимался шитьём и торговлей тканями. Мать, Регина (ур. Бертэншам) до замужества работала модисткой. После нескольких лет в Лессине семья Магриттов переехала в Гилли, где у Рене родились два младших брата: Поль и Раймон, а оттуда - в Шатле, где и жили с 1904 по 1912 год с небольшими перерывами. Там же с 1904 по 1910 год Рене окончил начальную, а также первый класс средней школы.

В марте 1912 года Регина, мать Рене, находясь в депрессии утопилась в реке Самбре, в Шарлеруа. Эта трагедия оказала значительное влияние на художника.

В феврале 1913 года, чуть более чем через год после самоубийства Регины Магритт, Леопольд и трое мальчиков переехали из Шатле в Шарлеруа. В августе того же года на местной ярмарке Рене познакомился с двенадцатилетней Жоржеттой Бергер, дочерью мясника. Они дружили почти год до Первой мировой войны и расстались с её началом, чтобы случайно встретиться только через 6 лет.

В конце 1914 или в начале 1915 годов, Магритт создал свою первую работу. На полотне размером 1,5 на 2 метра были изображены лошади, выбегающие из горящей конюшни. В октябре 1915 года будущий художник бросает школу и переезжает в Брюссель, где планирует посещать Академию изящных искусств в качестве вольнослушателя. Занятия, по его собственному признанию, он посещал очень нерегулярно и покинул Академию уже в 1918 году.

С 1919 по 1920 год Рене арендует студию на пару с абстракционистом и поэтом Пьер-Луизом Флоке. Примерно в это же время он знакомится с поэтом Пьером Буржуа и его братом, архитектором Виктором Буржуа. Вместе со своими друзьями Магритт издаёт 4 выпуска журнала Au volant! ("За рулём!").

В это же время Магритт начинает показывать первые работы публике. Первый публичный показ его работ состоялся в 1919 году в галерее "Centre d’Art", причём выставлялись не полотна, а две гуашевые афиши. Тогда же, в 1919 году, публике был представлен первый холст Магритта.

В 1920 году, прогуливаясь по городскому ботаническому саду, он случайно встретил Жоржетту, с которой последний раз виделся в 1914 году. После службы Магритта в бельгийской армии в 1920-1921 годах, Рене и Жоржетта поженились 28 июня 1922 года и переехали жить в брюссельский район Лакен.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину "Потерянный жокей", которую считал своей первой удачной картиной такого рода.

В 1927 году Магритт устраивает свою первую выставку, которую критики признают неудачной.

Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло ему обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве.

Художник относил своё творчество к "магическому реализму".

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает в области рекламы, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход.

Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к манере импрессионистов и, прежде всего, Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду. В связи с этим полотна художника относят к периоду Ренуара. Одним из наиболее известных полотен этого периода является "Урожай", созданное в 1943 году. Новый стиль Магритт культивировал в своём творчестве до весны 1947 года, создав в этом направлении около 70 картин, а после войны теоретически его обосновал. Свою новую концепцию он назвал "солнечный сюрреализм".

После войны Магритт перестаёт писать в таком "солнечном" стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей картины "Империя света".

Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. На них изображаются обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей "предметности": они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. Невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Магритт оказал значительное влияние на художников второй половины XX века, главным образом, на концептуалистов и представителей поп-арта. Многие молодые художники, среди которых Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, впервые увидели работы Магритта на экспозиции 1954 года в нью-йоркской галерее "Sidney Janis".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑