125 лет со дня рождения итальянского комика, актера театра и кино, писателя, поэта, автора песен, певца и художника Тото (Антонио Де Куртиза)
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения итальянского комика, актера театра и кино, писателя, поэта, автора песен, певца и художника Тото (Антонио Де Куртиза)


15 февраля 2023 года исполняется 125 лет со дня рождения итальянского комика, актера театра и кино, писателя, поэта, автора песен, певца и художника Тото (Антонио Де Куртиза) (1898 - 1967).

Настоящее имя при рождении Антонио Винченцо Стефано Клементе. Тото родился в Саните - бедном квартале Неаполя. Его матерью была Анна Клементе, отцом - маркиз Джузеппе де Куртиз, признавший отцовство только в 1928 году. После смерти отца в 1933 году Тото усыновил маркиз Франческо Гальярди Фокас.

У актёра было нелёгкое детство. Без гроша в кармане, он всякими правдами и неправдами посещал театр. В 15 лет он уже выступал комиком в небольших театрах под псевдонимом "Клермен". Его ранний репертуар в основном состоял из подражаний персонажам Густаво де Марко. Здесь на эстраде, сначала в безвестном "Салоне Елена", а позднее в знаменитой труппе с участием Анны Маньяни, развивались его блестящие мимические способности, а тело приобретало необходимую гибкость и кажущуюся невесомость. Здесь же рождалась его комедийная маска.

Играл в театрах Неаполя и Рима, выступал в варьете. Он служил в армии во время Первой мировой войны, а затем вернулся к актерскому мастерству.

Из спектаклей 20-х годов с участием Тото следует вспомнить "Трех мушкетеров", где он играл Д'Артаньяна. В шляпе, украшенной гусиным пером, с палкой вместо шпаги, Тото создал карикатурный образ наглого и хвастливого вояки, своими повадками подозрительно походившего на итальянских чернорубашечников. В фашистской Италии тех лет, в годы разгула милитаристской пропаганды это было весьма смело, и подтекст, вложенный Тото в этот образ, прекрасно доходил до зрителей.

В кино с 1936 года. Снялся более чем в ста фильмах. Эксплуатируя талант и популярность Тото, продюсеры снимали с ним ежегодно по три-четыре фильма. Иногда эта цифра доходила до семи и даже девяти, как, например, в 1954 году. Все фильмы с участием Тото в Италии считаются классикой, по-прежнему популярны и постоянно транслируются на итальянском телевидении.

9 апреля 1945 года Тото стал масоном, пройдя посвящение в ложе "Палиндженези" (Великая ложа Италии). Он был одним из основателей ложи "Искусство и труд", являлся её досточтимым мастером.

В 1946 году неапольский суд восстановил полное имя Тото: Антонио Гриффо Фокас Флавио Дукас Комнено Порфирогенито Гальярди де Куртиз Византийский, Герцог Палатинский, Рыцарь Священной Римской Империи, Наместник Равеннский, Граф Македонский и Иллирийский, Князь Константинопольский, Киликийский, Фессалийский, Понтийский, Молдавский, Дарданийский, Пелопоннеский, Герцог Кипрский и Эпирский, Герцог и Граф Дривастский и Дураззский.

Тото был не только невероятно талантлив, но и работал на износ. Интенсивный график совершенно не отражался на игре актера, который на экране всегда был бесподобен.

Это не мешало ему также писать стихи. Его сборник увидел свет за несколько лет до его смерти, был опубликован и нашел положительные оценки у критиков. Поэтический сборник на неаполитанском диалекте получил название "Весы". В поэтической форме Тото говорит о равенстве людей перед смертью. Поскольку в масонстве "уровень" является символом равенства, лирические стихотворения Тото иногда воспринимаются сквозь призму масонской символики.

Тото - автор знаменитой итальянской песни "Femmina". Считается, что это признание в любви и ненависти к его первой жене Диане, написанной после их расставания - является одной из лучших итальянских эстрадных песен.

Найденная актером маска персонажа, в котором комически сочетались предприимчивость с беспомощностью, ущемленность с амбициозностью, имела широкий успех, и герой по имени Тото переходил из одного фильма в другой: "Тото ищет квартиру" (1949), "Тото Ле Моко" (1949), "Тото ищет жену" (1950), "Тото и короли Рима" (1951), "Тото и женщины" и "Тото в цвете" (1952), "Тото и Каролина" (1954), "Тото на Луне" (1958), "Дьявольский Тото" (1962).

Тото органично соединял условность и традиционность комедийных приемов с точностью жизненных наблюдений, остротой социальных характеристик своих героев : "Неаполь - миллионер" (1950, в сов. прокате "Неаполь - город миллионеров"), "Полицейские и воры" (1951), "Где свобода?" (1953), "Золото Неаполя" (1954), "Закон есть закон" (1958), "Операция "Святой Януарий" (1966).

В последние годы жизни снялся также в фильмах "Птицы большие и малые" (1966), новелле "Вид на Землю с Луны" (в фильме "Колдуньи", 1966), новелле "Что за облака!" (в фильме "Каприччио по-итальянски", 1968).

Тото оставил после себя богатое культурное наследие, внес в комедийный жанр огромный вклад. Имел множество романов, но не был женат.

Ушёл из жизни 15 апреля 1967 года в Риме, после серии сердечных приступов. Дом, в котором родился Тото, открыт для публики как музей.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑