125 лет со дня рождения немецкого и американского кинорежиссёра Дугласа Сирка
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения немецкого и американского кинорежиссёра Дугласа Сирка


26 апреля 2022 года - 125 лет со дня рождения немецкого и американского кинорежиссёра датского происхождения Дугласа Сирка (1897-1987).

Крупнейший мастер голливудской мелодрамы, тонкий стилизатор в духе поп-арта. Наиболее известны "гламурные" мелодрамы с участием Рока Хадсона, поставленные им в 1950 годы.

Урождённый Ханс Детлеф Сирк. Родился 26 апреля 1897 года в Гамбурге в семье журналиста-датчанина. Детские годы провёл в Дании, но будучи подростком переехал в Германию. В 14 лет увлёкся театром. Впоследствии признавал влияние на его творчество хроник Шекспира и датских фильмов с участием Асты Нильсен.

С 1919 года изучал юриспруденцию в Мюнхенском университете, затем - философию и историю искусства в Гамбургском университете (у Эрвина Панофского), переводил сонеты Шекспира; для заработка писал газетные материалы. В 1922-м в родном Гамбурге состоялась премьера первого поставленного Сирком спектакля - "Смерть начальника станции" Германа Босдорфа. До установления нацистской диктатуры был одним из ведущих театральных режиссёров Веймарской республики; осуществил одну из первых постановок "Трёхгрошовой оперы", руководил премьерой "Серебряного озера" Курта Вайля.

В 1934 году начал снимать короткометражки на UFA. В 1935 году вышел его дебютный полнометражный фильм "Апрель, апрель!". В немецких мелодрамах Сирка взошла звезда актрисы Цары Леандер. На его визуальный стиль повлияло увлечение живописью, особенно работами Домье и Делакруа.

В 1941 году Сирку удалось выехать в США, где режиссёр сменил имя и примкнул к обществу кинематографистов-эмигрантов, работающих в Голливуде. Его первый американский фильм вышел в 1943 году. Картина называлась "Безумец Гитлера". На главные роли были приглашены: Патриция Морисон, Джон Кэррадайн и Алан Кертис. Это вымышленный рассказ об убийстве нацистского чиновника Рейнхарда Гейдриха в 1942 году и последовавшей за этим бойне в Лидице, которую немцы совершили в отместку.

Наиболее известны мелодрамы Сирка с претенциозными названиями, снятые в 1950-е гг. для продюсера Росса Хантера на Universal. Во многом они продолжают традиции мелодрам Джона Сталя.

В 1959 г., после окончания съёмок "Имитации жизни", Сирк уехал из США в Швейцарию. В Европе Сирк поставил всего один фильм в Германии в 1963 г.

Искусство мизансцены и ирония мелодрам Сирка повлияли на его поклонника Райнера Вернера Фассбиндера, чьё восхождение к славе упрочило репутацию Сирка среди киноманов. Фассбиндер навещал Сирка в Швейцарии, они подружились; с подачи Фассбиндера Сирк преподавал в Мюнхенском киноинституте.

Первым хвалебным отзывом по поводу Сирка стала в апреле 1959 г. статья в "Кайе дю синема", в которой Жан-Люк Годар восхищённо писал об экранизации романа Ремарка "Время любить и время умирать".

Настоящим зарождением культа Сирка стала статья "Слепой и зеркало, или Невозможный кинематограф Дугласа Сирка", появившаяся в том же журнале в апреле 1967 г. Статья содержала пространное интервью с режиссёром и его "биофильмографию". Но основной работой, установившей Сирку репутацию одного из самых почитаемых американских режиссёров-авторов, стала книга-интервью Джона Холлидея "Беседы с Сирком" (1971).

В 1972 г. на Эдинбургском кинофестивале состоялась ретроспектива 20 фильмов Сирка, а в 1974 г. кинообщество университета Коннектикута организовало полную ретроспективу его американских фильмов.

О влиянии сирковской эстетики на своё творчество открыто говорили Фассбиндер и Альмодовар. Оба переосмысливали в своих фильмах классические сюжеты Сирка: "Страх съедает душу" - вариация на тему "Всё, что дозволено небесами", а "Высокие каблуки" отсылают к "Имитации жизни". Постмодернист Дэвид Салле, считающий Сирка "первым художником гипер-реализма", заявляет, что ему никогда не создать ничего столь же великого, как "Имитация жизни". В XXI веке Тодд Хейнс снял два фильма, сознательно стилизованных "под Сирка", — "Вдали от рая" и "Милдред Пирс".

Фильмография Дугласа Сирка начитывает более 40 работ. Для того, чтобы иметь яркое представление о его творчестве, мы предлагаем познакомиться с четырьмя картинами:

"Соблазненный" / Lured (1940)

Черно-белый детектив с романтической основой. Танцовщица Сандра помогает Скотланд-Ярду поймать маньяка, который убивает в Лондоне красивых девушек. Многие сцены и сам сюжет напоминают то, что через пару-тройку десятилетий будет называться психопатологическим триллером giallo. Режиссер смещает внимание зрителя с одного подозреваемого на другого.

"Всё, что дозволено небесам" / All That Heaven Allows (1955)

Эта мелодрама занимает особое место в истории кино благодаря тому, что Дуглас Сирк по полной программе использует в ней цвет и освещение как основополагающее средство художественной выразительности. Часто приходится встречать утверждение, что Сирк повлиял на Фассбиндера: вот именно в этом фильме влияние очевидно. Сирк подсвечивает лица и фигуры героев определенным цветом в зависимости от их настроения или характера текущей ситуации. Этот же прием мы видим в поздних фильмах Фассбиндера, а также у других режиссеров.

"Слова, написанные на ветру" / Written on the Wind (1956)

Типичная сирковская мелодрама, главные роли в которой исполнили Рок Хадсон (его шестая работа у Сирка), Лорин Бэколл, Роберт Стэк и Дороти Мэлоун. Последние двое были представлены на соискание премии "Оскар" за лучшую роль второго плана, причём Мэлоун выиграла в своей номинации.

"Время любить и время умирать" / A Time to Love and a Time to Die (1958)

Военная драма, которая плавно перетекает в романтическую мелодраму.
Экранизация романа Эриха Марии Ремарка "Время жить и время умирать". Ремарк сыграл в фильме роль профессора Польмана. Музыку к фильму написал Миклош Рожа. В главных ролях: Джон Гэвин, Лизелотта Пульвер.

"Имитация жизни" / Imitation of Life (1959)

Одна из вершин классической голливудской мелодрамы. В главных ролях - Лана Тёрнер и Джон Гэвин. По одноимённому роману Фанни Хёрст (1933). Песню "Trouble of the World" в кульминационной сцене ленты исполняет Махалия Джексон.

Фильм, в котором центральные роли играют женщины. Героиня, актриса Лора, стремится жить красивой жизнью, жертвуя романтическими ценностями, но в итоге возвращается к ним. Действие занимает целое десятилетие, в течение которых героини меняют или формируют свои жизненные установки. Пожалуй, самая реалистичная работа Сирка, в ней много простых психологических моментов, которые актуальны и в наше время.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑