125 лет со дня рождения немецкого композитора Курта Вайля
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения немецкого композитора Курта Вайля


2 марта 2025 года - 125 лет со дня рождения немецкого композитора Курта Вайля (1900-1950).

Курт Вайль, сын главного кантора синагоги в Дессау и автора литургической музыки Альберта Вайля. В 1918-1924 годах учился в Берлине, сначала у Энгельберта Хумпердинка (композиция), Фридриха Коха (контрапункт) и Рудольфа Крассельта (дирижирование), затем у Ферруччо Бузони и Филиппа Ярнаха. Раннее творчество Вайля находится под влиянием его учителей и Стравинского. В середине 1920-х годов Вайль, стремясь к социальной действенности своей музыки, сознательно упростил свой музыкальный язык, введя в него новые популярные идиомы, в том числе элементы джаза.

В содружестве с драматургом Георгом Кайзером Вайль создал ряд сочинений: кантату "Новый Орфей" (1925), оперы "Протагонист" (1926) и "Царь фотографируется" (1928).

В 1927 году состоялось знакомство Вайля с поэтом и драматургом Бертольтом Брехтом, положившее начало длительному и плодотворному сотрудничеству. Первым совместным опытом стала созданная в том же году небольшая зонг-опера "Махагони", двумя годами позже превращённая в полноценную оперу "Расцвет и падение города Махагони". По сочинениям Брехта Вайль написал "Берлинский реквием" (1928), балет с пением "Семь смертных грехов".

Славу драматургу и композитору принесла постановка в 1928 году в Театре на Шиффбауэрдамм пьесы Брехта "Трёхгрошовая опера" с музыкой Вайля; зонги из спектакля сразу приобрели широкую популярность.

В 1933 году эмигрировал из нацистской Германии в Париж, а в 1935 году - в США. Продолжал там активно работать в жанре музыкального театра и мюзикла.

Дебютировал в Нью-Йорке библейской драмой "Путь обета" по либретто Ф. Верфеля (сочинена в 1935 году, поставлена М. Рейнхардтом в 1937 году). За американский период жизни Вайль написал 10 мюзиклов, многие из которых - "День отдыха Никербокера" (1938), "Уличная сцена" (1947, по пьесе Элмера Л. Райса), "Потерян в звёздах" (1949) и другие - вошли в число наиболее популярных, наряду с мюзиклами Дж. Гершвина и И. Берлина.

Увлечённый сионистской идеей, Вайль написал в 1948 году музыку для театрального зрелища по драме Бена Хекта "Рождение флага", поставленного в ознаменование провозглашения Государства Израиль с участием П. Муни, Цили Адлер и М. Брандо.

Творчество Вайля занимает особое место в музыкальной культуре XX века. Некоторые мелодии Вайля, из которых наиболее популярна "Баллада о Мэкки-Ноже" из "Трёхгрошовой оперы", стали джазовыми стандартами. Вайль - один из немногих композиторов, сумевших создать настоящий мост между "серьёзной" и "лёгкой" музыкой. Он оказал большое влияние на академических композиторов (К. Орфа, Б. Бриттена), на всю европейскую и американскую песенную культуры, а также стал предтечей музыкальной полистилистики.

Знаменитые мелодии Вайля ("Mack the Knife", "Surabaya Jonnie", "September Song" и многие другие) вошли в репертуар джазовых ансамблей и поп-групп.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑