125 лет со дня рождения поэта, драматурга и киносценариста Николая Робертовича Эрдмана
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения поэта, драматурга и киносценариста Николая Робертовича Эрдмана


16 ноября 2025 года исполнилось 125 лет со дня рождения поэта, драматурга и киносценариста Николая Робертовича Эрдмана (1900 - 1970).

Родился в семье бухгалтера фабрики "Товарищества шёлковой мануфактуры", лютеранина и уроженца Митавы Роберта Карловича Эрдмана, впоследствии блеснувшего ролями второго плана в фильмах "Окраина" и "Весёлые ребята", и Валентины Борисовны Эрдман (в девичестве Кормер). Её отец Борис Васильевич Кормер владел часовой мастерской. Бабушка со стороны матери, Прасковья Абрамовна Гольдберг, была дочерью московского купца первой гильдии и мануфактурщика Абрама Симховича Гольдберга.

Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище. В 1919 году был призван в Красную Армию. Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность. Под влиянием своего брата Бориса, художника, вошёл в группу имажинистов, опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре; работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В. З. Массом, для мюзик-холла, позже для Театра Сатиры (в том числе "Москва с точки зрения"), был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова "Лев Гурыч Синичкин" по пьесе Д. Ленского (1924).

В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу - "Мандат". Поставленная в 1925 году в Театре им. Вс. Мейерхольда, а затем в Ленинградском академическом театре драмы, пьеса принесла признание молодому драматургу. В 1920-х годах сатирическую комедию Эрдмана ставили во многих городах СССР, в том числе в Одессе и Харькове, Баку и Ташкенте; в 1927 году пьеса была поставлена в Берлине и в одном только ГосТиМе выдержала более 350 представлений.

Иная судьба ожидала вторую пьесу Эрдмана - "Самоубийца", написанную в 1928 году. В том же году её принял к постановке Всеволод Мейерхольд, но не получил разрешения Главреперткома; в начале 1930-х разрешение как будто было получено: в декабре 1931 года пьесу Эрдмана начали репетировать во МХАТе, но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям "Самоубийцы" приступил Мейерхольд в ГосТиМе, но и его спектакль был запрещён на стадии генеральной репетиции. В этот период изменилось отношение и к "Мандату".

В 1982 году бывший актёр ГосТиМа Валентин Плучек поставил многострадальную пьесу Эрдмана в Московском театре Сатиры, но прожил спектакль недолго и вскоре был запрещён; лишь в 1986 году Плучек смог возобновить "Самоубийцу".

В 1925 году Эрдман совершил поездку в Германию и Италию, где познакомился с Максимом Горьким.

С 1927 года Николай Эрдман работал в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма "Весёлые ребята", однако во время съёмок комедии в Гаграх, в 1933 году, Эрдман и Масс были арестованы. Поводом для этого стали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих сценаристов из титров фильма были удалены. Следствие по их делу вёл Н. Х. Шиваров; приговор, вынесенный Эрдману, оказался мягким для того времени - ссылка на 3 года в г. Енисейск.

Реабилитирован в 1989 году.

Ещё в 1928 году Николай Эрдман познакомился с одной из ведущих актрис МХАТа Ангелиной Степановой, с которой на протяжении ряда лет был связан непростыми отношениями: Степанова в то время была замужем за режиссёром Николаем Горчаковым, сам Эрдман был женат на Дине Воронцовой, балерине и эстрадной танцовщице.

Однако именно благодаря ходатайствам Степановой в 1934 году Эрдман был переведён в Томск, куда прибыл 8 марта. Вскоре Степанова вышла замуж за Александра Фадеева.

1 сентября 1935 года был зачислен в Томгортеатр заведующим литературной частью. Приказом от 22 октября 1936 года Эрдман был уволен с этой должности с 1 ноября по собственному желанию - в 1936 году его освободили, но без права жительства в столице и других крупнейших городах. Эрдман поселился в Калинине (ныне Тверь), в дальнейшем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани.

После ареста Эрдмана был запрещён и его "Мандат"; Эрдман продолжал попытки создания новой пьесы, но ни одна не была закончена, известно лишь одно название из задуманных - "Гипнотизёр". Продолжал работать в кино; стал одним из авторов сценария нового фильма Григория Александрова - "Волга-Волга", в 1941 году удостоенного Сталинской премии.

Во время войны он участвовал во фронтовых бригадах, обслуживавших войска НКВД, носил форму. После войны Эрдман писал сценарии к фильмам, работал в Театре на Таганке.

Многие годы Эрдман сотрудничал c Михаилом Вольпиным. В частности, этим дуэтом (Эрдман - проза, Вольпин - стихи) создан русский текст оперетты Штрауса "Летучая мышь" (включая знаменитую сцену "про собаку Эмму"), позже использованный при экранизации.

Николай Робертович Эрдман умер 10 августа 1970 года на 70-м году жизни в Москве.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑