125 лет со дня рождения румынского и французского поэта Тристана Тцара
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения румынского и французского поэта Тристана Тцара


16 апреля 2021 года исполнилось 125 лет со дня рождения румынского и французского поэта Тристана Тцара (наст. имя Сами (Самуэль) Розеншток) (1896 - 1963).

Основатель дадаизма ("Первое небесное приключение господина Антипирина", 1916; "25 стихотворений", 1918; "7 манифестов дада", 1916-1924). Родился в 1896 году в румынском городе Мойнешти. Свои ранние стихи (на румынском языке) Тцара опубликовал под псевдоним С. Самиро.

В 19 лет переезжает в Цюрих, где в 1916 году объявляет о рождении дадаизма и устраивает представления-импровизации, в которых смешивались все виды искусств. В период между 1915 и 1917 годами Тристан Тцара частенько встречался с Владимиром Лениным в легендарном цюрихском кафе "Кабаре Вольтер", где играл с ним в шахматы и познакомил с дадаизмом.

Движение, зародившееся в славном "Кабаре Вольтер", где группа художников, литераторов и просто богемной публики собиралась читать художественные произведения и выступать с музыкальными номерами, оказало значительное влияние не только на последующее развитие искусства, на эволюцию плаката и графики.

В 1920 году по приглашению Франсиса Пикабиа молодой поэт переезжает в Париж, где знакомится с будущим основателем сюрреализма Андре Бретоном. Стал одним из руководителей литературной группы абсолютных дадаистов, в которую входили Луи Арагон, Марсель Дюшан, Поль Элюар; печатался в альманахе "Дада" и журналах "Литератюр", "Проверб", "Каннибаль" и др.

В 1920-е ггоды Тцара много путешествовал и сотрудничал с немецкими и восточноевропейскими художниками-дадаистами. Дадаистом был Сальвадор Дали, прежде чем назвать себя сюрреалистом. Дали учился тогда в художественной академии в Мадриде, он стал экспериментировать с методами дадаизма - и за это его выгнали из академии. Дадаизм - малоизвестный современной публике термин, но можно сказать, что люди встречаются с искусством дада на каждом шагу.

С годами творчество Тцара, которому с самых ранних стихов присущи юмор и спонтанность, а также попытка разрушения существующих жанров, стало более сдержанным. Одна из особенностей его стиля - живая и тонкая поэтичность.

Тцара читал лекции на литературные темы во Франции и за ее пределами. В 1956 году он занялся исследованием творчества Ф. Вийона и Ф. Рабле. В 1961 году Тцара был удостоен международной премии (Гран При) в области поэзии, а в 1970 году Парижский монетный двор выпустил медаль с его изображением и надписью: "Тцара - отец дадаизма".

Путь
что за дорога разделяет нас
я вдоль неё тянусь рукою мысли
на кончиках ногтей начертаны цветы
и цель пути цветок и вы идете вместе он и ты

Развилка
не хочу тебя покидать
я связан с твоей плотью пуповиной улыбки
так водоросли поцелуем связаны с камнем
в чреве зрелости я ношу ребенка шумного и весёлого
только ты представляешь себе что нужно
чтобы из этой ракушки он вышел послушно
как выходит улитка на тихий зов

там в траве непримятой лесов
меня домогаются прохладные руки цветов
но нет ничего только голос твой тихий
только тихие руки твои только вечер неощутимый
каким выдается только отдых

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑