125 лет со дня рождения русского живописца, графика Василия Чекрыгина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения русского живописца, графика Василия Чекрыгина


18 января 2022 года исполняется 125 лет со дня рождения русского живописца, графика Василия Николаевича Чекрыгина (1897 - 1922).

Родился 18 января 1897 года в посёлке Жиздра Калужской губернии. Василий был шестым из десяти детей. Когда будущему художнику было два года, семья переехала в Киев. Два года Чекрыгин проучился в четырёхклассной городской школе (с 1904 года). В 1906-1910 годах - ученик мастерской иконописи в Киево-Печерской лавре.

В 1910 году Чекрыгин едет в Москву и поступает в МУЖВЗ. Он пишет этюды у Симонова монастыря в духе И. И. Левитана. 1911 год стал очень важным в биографии Чекрыгина. Он подружился с Л. Ф. Жегиным, сыном архитектора, классика московского модерна Ф. О. Шехтеля. В училище общается с Д. Д. Бурлюком и В. В. Маяковским.

Осенью Чекрыгин привёз в Москву работы, которые говорили об остром интересе к новым тенденциям в искусстве. В 1912 году история почти повторяется. Он привозит из Киева смелые и необычные по живописи холсты - "Адам и Ева", "Портрет М. Фаббри". Интересуется византийскими и старорусскими фресками.

В марте 1913 года выходит "Я" Маяковского с четырьмя иллюстрациями "Чекрыжки", как его называют знакомые. 25 февраля 1914 года Бурлюка и Маяковского исключают из училища. Вслед за ними оставляет училище и Чекрыгин. Началась скандальная карьера футуриста или кубофутуриста.

Выставка "№4. Футуристы, лучисты, примитив" заставила удивиться многих из знакомых Чекрыгина. Его картины открывали новую главу в истории русской живописи.

Весной 1914 года через Киев Чекрыгин едет в Варшаву. Путешествует по Европе, изучает музеи Дрездена, Вены, Мюнхена, Парижа. С началом войны оказывается в Лондоне, в сентябре через Скандинавию возвращается в Москву.

Возвратившись в Россию, иллюстрировал военные частушки Маяковского и "Персидские сказки" для издательства Некрасова. Осенью 1914 года Чекрыгин делает четыре плаката для издательства "Сегодняшний лубок". В 1915 году работает над иллюстрациями к "Войне" Н. Н. Асеева, которые берёт с собой на фронт. Иллюстрации пропали.

Из армии, куда Чекрыгин пошёл добровольно, в 1917 году он возвращается в Москву. Попытка демобилизоваться удалась не сразу, только в сентябре 1919 года. Много рисует и снова возвращается к живописи, пытается определить свою индивидуальную позицию в искусстве.

В 1920 году готовит курс лекций по философии искусства для только что созданного Вхутемаса.

В конце 1920 года Чекрыгин делает мистические рисунки, как фрагменты, эпизоды некоей будущей фрески, вдохновлённой идеями "Общего дела" религиозного мыслителя Н. Ф. Фёдорова. Он удивлён явлением Фёдорова, его размышлениями о смерти и жизни вечной, о земле и человеке в космическом универсуме. Союз земли и неба одухотворяет земное. Свою рукопись об искусстве и идеях Фёдорова Чекрыгин назвал "О соборе воскрешающего музея".

В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет. Чекрыгин создает несколько графических циклов "Расстрел" (1920), "Сумасшедшие" (1921), "Голод в Поволжье" (1922) и "Воскрешение мёртвых" (1921-1922). Искусство Чекрыгина, монументальное в своей основе, хотело сделать духовным мир, преобразить его, чтобы оно могло выдержать давление трагической социальной действительности.

Художник погиб в возрасте 25 лет в результате несчастного случая (попал под поезд). Первая персональная выставка состоялась через 34 года после смерти художника в 1956 году. В 1964 году в Музее Маяковского было показано 130 работ Чекрыгина.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑