125 лет со дня рождения сценариста и драматурга, заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Фёдоровича Погодина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения сценариста и драматурга, заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Фёдоровича Погодина


16 ноября 2025 года исполнилось 125 лет со дня рождения сценариста и драматурга, заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Фёдоровича Погодина (1900 - 1962).

Настоящая фамилия - Стукалов. Родился 16 ноября 1900 года в станице Гундоровская (ныне микрорайон Гундоровский города Донецка Ростовской области) в крестьянской семье. Детство провел с матерью, занимавшейся шитьем по донским станицам.

Работал в переплетных и слесарных мастерских. С 20 лет начал писать. С 1920 года работал репортёром в ростовской газете "Трудовая жизнь". Погодин работал иразъездным корреспондентом в газете "Молот". Был разъездным корреспондентом-очеркистом и фельетонистом газеты "Правда" в 1922-1932 годы.

С 1925 года жил в Москве. В 1926 году опубликовал сборники очерков "Кумачовое утро", "Красные ростки".

Много ездил по заводам, новостройкам, деревням. В результате этих поездок им написан ряд очерков и рассказов. Творчество Николая Погодина тесно связано с реконструктивным периодом революции и выражает собою новые тенденции в развитии советской драматургии. В восстановительный период советские драматурги обычно строили драматический конфликт на борьбе "своих" и "чужих" - белогвардейцев, вредителей, кулаков, разоблачением которых исчерпывалось содержание драматического действия.

Творческая деятельность пролетариата на строительстве, как правило, оставалась в тени. Н. Погодин обратился к новой проблематике реконструктивного периода: "пафос освоения новых заводов", конкретная практика социалистического строительства - таково содержание его пьес.

Творчество Н. Ф. Погодина является значительным явлением в советском искусстве, свидетельствуя о тех положительных тенденциях современной драматургии, которые диктуются действительностью.

Тематикой своих произведений Погодин всегда откликался в духе социалистического реализма на актуальные в тот или иной момент проблемы развития Советского Союза; его пьесы свидетельствуют о незаурядном драматургическом даровании писателя, но по качеству все они очень различны.

В 1934 году была поставлена пьеса "Аристократы", ставшая популярной. В ней показана "перековка" уголовников на строительстве Беломорканала. После проведения в 1936 году показательного первого Московского процесса официальная идеология от исправления заблуждавшихся граждан резко перешла к беспощадному искоренению врагов, поэтому из репертуара убрали и пьесу Погодина.

В 1951-1960 годы - главный редактор журнала "Театр".

В 1955 году написал пьесу "Сонет Петрарки", ставшую его вкладом в дело либерализации советской литературы; в ней автор требует признания человека независимым от его общественной или профессиональной функции, прав личности на неприкосновенность её духовного мира без контроля партии; показана здесь и гнусность доносительства. Главный герой, начальник строительства плотины Суходолов, произносит знаменательные слова:

"...классовую ненависть я считаю чувством святым и достойным. Но теперь у нас враждебных классов действительно нет. Спрашивается, кого же ненавидеть? Есть негодяи, отребье, воры… они достойны разве что презрения, а иногда и сожаления. Я ведь говорю сейчас о большой ненависти. Кого я должен ненавидеть в своей стране? Может быть, пора учиться любить…"

Спектакль "Третья патетическая", поставленный в 1958 году М. Кедровым (художник - Л. Батурин), явился новым этапом в решении ленинской темы. В пьесе, по словам Погодина, была изображена "труднейшая пора в истории советского государства: 1923-1924 годы, нэп, период сложного и напряженного положения в партии. Острая политическая обстановка в стране усугублялась тяжелой неизлечимой болезнью Ильича. Все это определяло трагедийное звучание произведения, трагический пафос драмы. Отсюда родилось и название - "патетическая".

Написал сценарии к фильмам: "Заключённые" (по пьесе "Аристократы", 1936), "Человек с ружьём" (1938), "Свет над Россией" (1947), "Три встречи" (1947), "Кубанские казаки" (1949), "Джамбул" (1952), "Вихри враждебные" (1953), "Первый эшелон" (1955), "Борец и клоун" (1957), "Кремлёвские куранты" (1970).

Николай Погодин умер 19 сентября 1962 года в Москве.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑